FLAC вам в руки Действительно ли lossless магнитолы хорошо звучат

02 августа



Новое слово в кар-аудио – поддержка аудиофильского lossless-формата FLAC в автомагнитолах начального уровня. Крутым аудиофилом отныне может представить себя каждый – за смешные 3-4 тысячи рублей! Но вот способен ли среднестатистический автовладелец РЕАЛЬНО ощутить разницу между FLAC и высокобитным MP3? Мы проверили это на практике – автомобильный аудио-эксперт прослушал несколько популярных моделей магнитол, умеющих играть lossless, и вынес свой вердикт.

1. Отличия «резаной» музыки от «цельной»

Для введения в курс дела начнем с простейшей справки, которую знатоки аудиоформатов могут смело пропустить… Большинство из нас сегодня слушает музыку в машине в формате MP3. Это удобно – огромная фонотека помещается в кулаке, не боится царапин, ударов, грязи, элементарно пополняется и редактируется на домашнем компьютере и т.п. Формат MP3 устраивает почти всех – кроме тех, кто «загоняется» из-за его внутренней сущности…

А сущность состоит в том, что при сжатии музыкального потока из него по специальному алгоритму вырезаются те звуки и частоты, которые, как считают создатели алгоритма, ПОЧТИ не влияют на восприятие музыки слушателем. Вот это «почти» – и есть причина компромиссности формата MP3… На музыке клубных жанров разница едва заметна, но на хорошем качественном роке, инструментале, серьезном вокале и классике, проигрываемых через приличную акустическую систему, различие между «резаным» форматом MP3 и «нерезаным» исходником WAV способны ощутить многие.

MP3 не передает глубины и полноты звучания музыки, воспринимается как «бедный родственник» по сравнению с несжатыми форматами аудио. Это все, конечно, субъективные характеристики, и не каждый в силу физиологических особенностей слуха способен их вообще «распробовать», но факт есть факт – MP3 и прочие кодеки, сжимающие звук с потерями (WMA, AAC и другие), ухудшают качество музыки в угоду удобству её использования.

Альтернатива – форматы «без потерь», то, что принято называть lossless. Такие кодеки, как FLAC и APE, тоже сжимают музыку, но при воспроизведении оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния – в отличие от MP3, из которого сжимающие алгоритмы удаляют «лишние ноты» на свое усмотрение и без вашего ведома...

2. FLAC в автомобилях.

Еще недавно послушать lossless в машине можно было в основном только на мультимедийных центрах на Android, поскольку для Android естественна возможность установки различных программ-плееров, читающие все форматы. Но качество звучания было под вопросом, ибо большинство производителей Android-магнитол – с сомнительной китайской родословной и белым пятном на месте истории бренда… Плюс серьезными ограничениями к распространению этих устройств являются высокая цена и двухдиновый формат, который тоже устраивает не всех.

И вот года полтора назад начали появляться первые FLAC-модели в сегменте бюджетных магнитол известных брендов – с хорошим качеством, однодиновой компоновкой и привычным «магнитольным» дизайном. Сегодня этот сегмент рынка фактически состоялся – ассортимент недорогих FLAC-устройств под всем известными марками типа Sony, Pioneer, Kenwood и т.п. уже изрядный. Соответственно, можно попытаться сделать некоторые выводы.

Главным из них будет ответ на вопрос – стало ли внедрение поддержки FLAC в массовые недорогие аппараты прорывом в эволюции кар-аудио, или lossless актуален лишь для серьезных, дорогих автомобильных аудио-систем, и простой пользователь в недорогом авто со штатной акустикой никаких внятных плюсов от FLAC не получит?

3. Что тестируем.

Сегодня стоимость наиболее доступных автомагнитол с поддержкой FLAC крайне демократична, и эти гаджеты доступны любому – в начальном сегменте цены на них стартуют с отметки в 3 тысячи рублей. Посему подобная аппаратура наводит многих владельцев бюджетных автомобилей на мысль, что и в недорогой машине, со штатной ширпотребной акустикой можно существенно улучшить качество звучания, просто заменив магнитолу и используя высококачественный музыкальный исходник – FLAC вместо MP3.

Однако у тех, кто имеет достаточно глубокие познания в аудио-технике, возникают сомнения… Да, FLAC звучит безусловно лучше. Чисто академически с этим не поспоришь. Однако исходника как он есть мало – нужен хороший цифро-аналоговый преобразователь в автомагнитоле, качественный усилительный тракт, хорошая и правильно установленная акустика… Что из этого имеется в бюджетном автомобиле и бюджетной магнитоле? Да, скорее всего, ничего…

Соответственно, ставим вопрос ребром – если мы на недорогой машине, без финансовых вложений в замену штатной акустики и усилителей, без затрат на дополнительную шумоизоляцию и прочий «фарш» просто «махнем» родную MP3-магнитолу на устройство с поддержкой FLAC – даст ли это нам сколь-либо заметное невооруженным и нетренированным ухом улучшение качества звучания?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы взяли на тест три автомагнитолы, умеющие воспроизводить музыку формата FLAC, типичное бюджетное авто с дешевой штатной акустикой… и пригласили опытного эксперта по кар-аудио, попросив его поочередно прослушать на каждом устройстве два одинаковых аудиофайла – трек в формате MP3 320 кбит/с и тот же самый трек в формате FLAC.

4. Условия тестирования

Автомобиль:

• Volkswagen Polo, штатная аудиосистема с четырьмя 6-дюймовыми динамиками с бумажными диффузорами и частоторасширяющими конусами

Тестируемые головные устройства с поддержкой FLAC:

• Kenwood KMM-101GY
• Pioneer DEH-1800UBA
• JVC KD-X110

Тестовые треки:

• Kaleida – «Think» MP3/FLAC
• Marilyn Manson – «Birds Оf Нell Аwaiting» MP3/FLAC

Эксперт:

• Сергей Бакаев, многократный чемпион России и Европы по версии европейской ассоциации автозвукового спорта EMMA (European Mobile Media Association), судья чемпионатов EMMA.

Извлекаем из Polo родную MP3-магнитолу RCD-220, чтобы вместо неё поочередно подключать к разъему ISO тестируемые устройства: на упаковках Kenwood KMM-101GY, Pioneer DEH-1800UBA и JVC KD-X110 крупно выделены иконки, свидетельствующие о поддержке FLAC.

5. Что мы проделали…

На каждом из тестируемых устройств Сергей Бакаев прослушал поочередно одни и те же аудиотреки – сперва в MP3, а затем во FLAC…

6. …и как в итоге прозвучало резюме эксперта:

– Безусловно, расширение числа форматов, воспроизводимых автомагнитолой из массового сегмента, можно только приветствовать! Тем более – это по сути программное улучшение – оно не удорожает устройство. Больше форматов, хороших и разных!

Вот только, к сожалению, приходится констатировать, что на заурядной штатной акустике бюджетного авто недорогая FLAC-магнитола категорически не способна дать осязаемого преимущества перед MP3…

Штатная акустика большинства бюджетных авто, и VW Polo в частности, – это кашеобразная середина, отсутствие толковых высоких частот и нормального баса. В этих условиях разницы между MP3 и FLAC не отметили даже мои тренированные уши. Если поставить вперед акустику стоимостью хотя бы от 10 000 рублей, вынести мидбасы на подиумы, а твиттеры наверх, виброизолировать двери, то ситуация, конечно, улучшится, и во FLAC появится хоть какой-то смысл.

Пока же для этих трех головных устройств lossless бессмысленен – на штатной акустике его не слышно, а строить на их основе серьезную систему, во-первых, странно при их цене, а во-вторых, не позволит ограниченная межблочная коммутация – у всех трех магнитол имеется лишь пара «тюльпанов» линейного выхода на задней стенке.

Ничто, конечно, не мешает вам слушать на штатной акустике недорогого авто FLAC вместо MP3, теша свое самолюбие и притворяясь искушенным аудиофилом... Однако при мнимых плюсах вы получите еще и вполне осязаемые неудобства. Во-первых, FLAC занимает куда больше места на флеш-носителе, объем которого не безграничен. А во-вторых, FLAC-музыка зачастую лежит на торрентах в виде единого файла, включающего альбом целиком, – чтобы разбить его на удобные треки, потребуется дополнительная возня – придется сперва обработать файл на домашнем компьютере программками типа CUE Tools…

#lossless
тендеры на ремонт