Радость снега как правильно выбираться из сугроба во дворе или на обочине

02 августа



Отличная снежная погода омрачается для автомобилиста долгими прогревами, сложностями с парковкой и особенно выкапыванием машины из сугробов по утрам. Ну и конечно же, всегда есть шанс просто застрять на неочищенной дорожке или даже попасть в ДТП из-за скользкой дороги и плохой видимости.

Если сложно парковаться или «выпарковываться» обратно на дорогу, то, конечно, всегда можно поработать лопатой, но физические упражнения на свежем воздухе не всем нравятся. Так что наша задача на сегодня – научиться «понимать снег» и разобраться, как справляться с ним.

Снежный покров вовсе не так прост, как многие привыкли его воспринимать. По сути, это не просто еще одно скользкое покрытие. В зависимости от температуры и плотности он способен создавать целые наборы поверхностей с разными свойствами. Для городского водителя снег чаще всего предстает в виде снежного наката, слежавшегося в колеях снега или довольно плотных сугробов из мокрого или лежалого снега. И очень редко, к сожалению, в виде искрящегося мягкого покрывала на земле.

Коварство любого снежного покрытия в том, что пока снег рыхлый, его несущая способность невелика. Он отлично тормозит машину и не способен удержать ее на поверхности, она буквально проваливается в него до более твердых слоев. Но это не мешает снегу задерживать ее движение, особенно если он достает до кузова и деталей подвесок. Плотный слой снега вроде бы образует неплохую поверхность, за которую зимние покрышки цепляются хорошо, а уж «боевые» шипы у спортсменов с огромными шипами – и вовсе отлично.

Но буквально в мгновение ока такой снежный покров может превратиться в тонкий и очень скользкий слой льда на поверхности слежавшегося снега, по которому обычная шиповка уже работает не очень хорошо, особенно при температурах около нуля. Такая поверхность может оказаться слишком скользкой, чтобы колесо смогло ее «прокопать», и даже если до асфальта считанные миллиметры, машина останется на месте.

К тому же сугробы подмерзают, твердые слои чередуются с рыхлыми, поверхность дороги становится неровной, из-за чего нагрузка на колеса оказывается разной, и все эти факторы в сумме обычно означают, что машина застряла и без посторонней помощи уже не выберется. Или все же шанс есть? Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

УТРЕННИЙ СЮРПРИЗ

Поскольку машины сейчас в основном переднеприводные и зимняя резина широкодоступна, то мы будем исходить из того, что автомобиль у вас именно с такой компоновкой и не на гоночных сликах. И если утром вы боитесь обнаружить, что от дороги вас отделяет снежный бруствер и полметра менее плотного и не такого глубокого снега, то у нас для вас хорошие новости.

Типичная ошибка водителя – это попробовать преодолеть препятствие «аки посуху». То есть тронуться, поворачивая колеса и пытаясь выскочить на дорогу. Обычно машина слегка сдвигается и тут же начинает буксовать внутренним по отношению к радиусу поворота колесом. После чего водитель жмет на газ еще немного, крутит руль, и вот уже машина сидит в глубокой снежной яме, откуда выбраться без посторонней помощи не сможет без специальных приемов.

Лучший способ понять, как нужно действовать – это хорошо себе представить, за счет чего колесо вообще удерживается на снегу, если оно не достает до асфальта. Пока колесо вращается и движется вперед, оно образует впереди себя «клин», в котором любое рыхлое покрытие уплотняется, прежде чем окажется под колесом.

Чем больше диаметр колеса, тем длиннее клин, и чем шире покрышка, тем больше площадь, им захватываемая. Если снег достаточно плотный, как это бывает в наших климатических условиях, то обычная легковая машина на колесах типичного диаметра имеет все шансы уплотнить снежный «клин» до такой степени, что он образует дорожку, которая сможет удержать машину, и за которую протектор колеса сможет зацепиться.

Но вся эта идиллия рассыпается, как только колесо немного начнет пробуксовывать. В этом случае зона уплотнения тут же вылетит за колесо, и оно окажется в ямке, и чем больше оно будет буксовать, тем более глубокую яму себе отроет. Но для движения по рыхлому и тяжелому снегу нужно много-много тяги. К счастью, решение проблемы уже давно найдено, просто нужно двигаться быстрее и преодолеть сложную часть участка «с хода». Но как это сделать, выезжая с парковки?

Приглядитесь к машине после снегопада. Колеса стоят не у самых углов машины, и обычно под ними есть пространство с укатанным снегом или даже с чистым асфальтом – именно его и нужно использовать для разгона. Вот только сразу проскочить весь сложный участок не получится. Для начала лучше всего сдать назад на расстояние заднего свеса машины. После чего чуть подразогнаться и «примять» первый участок дороги к свободе.

Тут важно не забуксовать, сразу сбросить тягу, как только машина наедет колесом на плотный снег. И если есть возможность, лучше не поворачивать сразу – тогда задним колесам придется прокладывать свой собственный путь в снегу, а это сильно тормозит машину. Сделайте по 10-15 сантиметров колеи за раз, откатывайтесь назад и снова разгоняйте машину уже смелее.

Если действовать правильно, то те полметра снега и еще 30-50 сантиметров разгона по пространству, занятому машиной, дадут возможность сходу проскочить более плотный и тяжелый снежный бруствер, не забуксовав и не прибегнув к помощи лопаты. Впрочем, не забывайте, что колею можно немного просто протоптать, а бруствер просто отбить ногами, тем самым сильно облегчить выезд. И всегда стоит помнить о риск оторвать бампер, если толкать снег очень уж усердно.

ВСЕ ЖЕ ЗАСТРЯЛИ

Не всегда холодный голос разума позволяет проехать сложный участок. Иногда не хватает видимости, иногда снег чуть плотнее, чем казался… Или, банально, нога зацепилась, коврик под пяткой проскользнул, кто-то неожиданно проехал перед машиной – и вот уже она встала и двигаться не хочет. Главное в этот момент не запаниковать и не зарыть машину окончательно. Шансы появятся, как только машина обретет хоть немного подвижности.

Для начала стоит выйти из машины и оценить, насколько все плохо. Если резина зубастая, снег глубокий и мотор мощный, то автомобиль может сразу «сесть на брюхо», а это означает, что поможет только трос. Но если машина еще стоит на колесах, шансы есть. Первым делом стоит наметить траекторию дальнейшего движения – вперед или назад.

Поставить колеса прямо, если вдруг они повернуты, и с помощью скребка для очистки снега или лопаты вычистить тот снег, который машина успела «накопать» под себя. И чуть-чуть покачать ее взад-вперед, попытаться понять, едет ли она в какую-то сторону. Если едет, то самое время попробовать «раскачку».

Смысл этого приема в наборе скорости за счет маятниковых движений. Тронувшись в одну сторону, машина чуть заезжает на горку и начинает откатываться назад. Ей не нужно мешать, лучше даже помочь включением задней передачи, если вы хорошо обращаетесь со сцеплением и рычагом МКПП или уверены в надежности своего «автомата». Когда машина накатывается на противоположный край ямки и снова меняет направление движения, нужно снова сменить передачу и помочь машине в ее движении. Примерно так вы раскачиваете тяжелые качели. Небольшими усилиями в нужный момент можно раскачать наши четырехколесные «качели» до момента, когда они выедут из снежной ловушки и покатятся по снегу. Так мы вернемся к первому кейсу.

И НЕМНОГО О БУКСОВАНИИ

Многие водители рассчитывают, что если долго буксовать, то колеса пророют снег до асфальта и машина выберется. Очень редко так и происходит, но обычно колесо успевает нагреть снег и он образует плотную ледяную «постель», из которой выехать сложно. Да и шансы на то, что перегреется дифференциал, очень высоки – он не рассчитан на долгую пробуксовку одним колесом.

У типичной легковой машины стоит обычный межколесный симметричный дифференциал. Он делит пополам мощность мотора, и если на одном из колес нет крутящего момента (оно свободно вращается), а на другом он есть (оно цепляется за дорогу), то обороты он поделит так, чтобы мощность была равна. А значит, колесо, на котором момента нет – будет вращаться. А то, на котором момент есть, будет почти остановлено.

Да, так вот нелогично дифференциал ведет себя на бездорожье. Но он сделан для удобного и экономичного передвижения машины по твердому покрытию и в этом деле он мастер. Если попали в сложную дорожную ситуацию, придется как-то выкручиваться. Вряд ли у вас стоит блокировка вискомуфтой, винтовая блокировка, какой-нибудь Торсен или умная противобуксовочная система. Рассчитывать придется строго на свои силы.

На самом деле, из принципа действия дифференциала понятно, что нужно делать. Всего-то – затормозить быстро вращающееся колесо. Если бы ручной тормоз действовал на ведущие колеса, то все было бы просто – тянем ручник и трогаемся. Но это удобно на заднеприводных машинах или, например, на очень старых Саабах 80-х годов, где ручник поджимает передние колеса.

Поскольку заднеприводных машин мало, а старых Саабов – еще меньше, ручник нам в большинстве случаев не поможет. Зато у современных машин есть АБС, и вот она-то может немного помочь. При пробуксовке просто пяткой чуть нажмите на тормоз. Есть вполне приличный шанс, что тормозное усилие на передних колесах будет больше, чем на задних. На них ведь и нагрузка меньше, и тормоза там слабее, и тяги с единственного «зацепившегося» колеса хватит для начала движения… А дальше тормоз нужно отпустить и быстро покинуть место застревания. Особенно хорошо метод работает на машинах с любым типом полного привода – если он, конечно, не отключается при нажатии тормозов, что, к сожалению, на легковых машинах бывает очень уж часто.

Если не помогает раскачка и фокус с АБС, зато есть помощник, то подойдут и другие хитрые способы. Например, можно затормозить вращающееся колесо. Самое простое – попросить помощника вставить балонный ключ в отверстия колесного диска, уперев его в суппорт тормозного механизма, и очень аккуратно попробовать тронуться. Разумеется, ранее стоявшее колесо начнет крутиться.

Вот только способ этот опасный – есть шанс повредить диск, тормозной суппорт или руки помощника. Можно попробовать проделать то же самое с крепкой длинной палкой, например, черенком от лопаты. С другой стороны, если у вас есть лопата, то лучше ее применить обычным способом. Менее надежно, зато безопасно попросить помощника загрузить тот угол машины, колесо которого буксует. Встать на бампер или на капот. Иногда даже 40 килограмм живого веса хватит для того, чтобы машина поехала, а риск в таком случае минимален.

Если у машины классическая коробка-автомат, то даже без помощников водитель может подтолкнуть свою машину. Впрочем, риски есть и тут. Помимо очевидного шанса на то, что машина уедет без водителя, она также может запросто захлопнуть двери при трогании (привет центральному замку!), а если на улице зима, и телефон в машине, то приятного точно мало.

Но мы надеемся, что у вас все будет хорошо, парковочные места не будут засыпаны снегом и он будет красиво укрывать дома, поля и леса… но не дороги. А мы в скором времени опубликуем материал о том, как можно использовать АБС на зимней дороге непривычным способом, при торможении в поворотах и при стабилизации раскачки и заноса.
Купить шведскую стенку спб