Зажигаем за рулем Toyota Mirai mdash первого серийного водородомобиля

02 августа



Примеряем будущее за рулем первого серийного автомобиля на топливных элементах. Футуристический седан Toyota Mirai потребляет исключительно водород. В баки нашей машины его поместился ровно килограмм. До заправки трип-компьютер обещал 260 км пути, после – 330 км. Но мы уверены, что смогу проехать все пятьсот!

Литр дизеля за один евро? В Гамбурге? Фантастика! Прекрасно помним, что год назад солярка была ощутимо дороже. Но вот очередная АЗС – и тоже евро за литр… Просто в Германии, в отличие от России, цены на нефтепродукты оперативно переписывают вслед за ценой на нефть не только в бóльшую сторону, но и в меньшую.

Даже жаль, что ни дизель, ни бензин нам сегодня ни к чему – ведь мы ведем по окрестностям Гамбурга первый в мире серийный автомобиль на топливных элементах. Для заправки футуристического седана Toyota Mirai требуется исключительно водород.

ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Все происходит точь-в‑точь как на обычной АЗС. Через терминал мы оплачиваем необходимое количество топлива, присоединяем штекер к заправочной горловине, и в течение трех-четырех минут водород заполняет топливные баки. Это два баллона высокого давления (700 бар) из углепластика с трехслойной структурой: 60‑литровый размещен под задним сиденьем, а другой (62,4 л) – ближе к задней подвеске. Суммарная емкость – пять килограммов водорода.

На всю Германию – лишь девятнадцать общедоступных водородных заправок. По заверению производителя, Toyota Mirai на полных баках может проехать 500 км, а тестовый маршрут проложен так, что в поле мы не встанем; но очевидно, что нынешняя водородная инфраструктура пока не в состоянии обеспечить комфортную жизнь владельцам водородомобилей.

Ситуация изменится к 2023 году, когда число водородных заправок в Германии перевалит за четыре сотни. Стоимость проекта – свыше 400 миллионов евро, по миллиону на каждую АЗС. Внушительную часть средств инвестируют фирмы Toyota, Honda, BMW, Volkswagen и Daimler.

В Японии к концу года будет функционировать около восьмидесяти водородных АЗС, тоже при участии автопроизводителей. В США – около тридцати.

Итак, переходим от теории к практике. Включаем (как непривычно применять этот термин!) автомобиль кнопкой Start/Stop, обнуляем трип-компьютер, маленьким джойстиком на консоли выбираем режим Drive и абсолютно бесшумно трогаемся с места.

КИЛО НАДЕЖДЫ

Toyota Mirai – по сути, электромобиль. Электричество вырабатывается в блоке топливных элементов при взаимодействии водорода и кислорода. Электрический ток проходит через инвертор (Fuel Cell Boost Converter), где преобразуется из постоянного в переменный, а напряжение увеличивается до 650 В.

Реакция происходит без процесса горения, а «выхлоп» – безвредный водяной пар.

Тяговый синхронный электродвигатель приводит в движение передние колеса. Питание – не только от топливных элементов, но и от расположенной в задней части машины никель-металлгидридной аккумуляторной батареи максимальной выходной мощностью 21 кВт: она подпитывается при рекуперативном торможении и отдает энергию при резких ускорениях. Максимальная отдача электромотора – 113 кВт (154 л.с.).

Mirai весит 1850 кг, и полторы сотни «лошадей» не сулили ничего интересного. Но водородомобиль оказался отнюдь не беззубым! Крутящий момент в 355 Н∙м, доступный во всем диапазоне оборотов, обеспечивает уверенный разгон. А ускорение в режиме Power (принудительно задействуется вторичная батарея) таково, что тебя вжимает в сиденье – поневоле веришь в заявленные 9,6 секунды разгона до сотни. На безлимитном автобане мы играючи разогнали Mirai до 180 км/ч!

Благодаря низкому центру тяжести управляемость крупного седана очень надежна. А вот куража нет. Ездить нужно спокойно, наслаждаясь плавностью хода и тишиной. Лишь при интенсивных разгонах в салон прорывается едва уловимый троллейбусный гул.

Двухцветный интерьер приятен глазу и комфортен. Несмотря на экзотическую архитектуру панели, водитель не испытывает никаких неудобств – эргономика в порядке, а среди оснащения есть даже обогрев сидений заднего ряда и руля. Расстроила лишь безбожно тормозящая мультимедийная система с сенсорными кнопками.

По автобану мы проехали буквально километров пять. Съехали на второстепенную дорогу, включили режим Eco и покатили предельно размеренно. А теперь представьте наше удивление, когда через 65 км трип-компьютер вновь стал показывать «предзаправочный» запас хода: 260 км. Выходит, несмотря на все старания, на килограмме водорода удалось продержаться лишь обещанные электроникой 70 км – и в реальных условиях пробег на полных баках составит около 350 км. Никак не пятьсот.

ЖДЕМ СКИДОК

До сих пор мы не обмолвились о главном: за этот самый килограмм водорода на гамбургской заправке мы заплатили 9,5 евро. Даже если вычеркнуть автобан и допустить, что в пенсионерском темпе мы проехали бы на этом килограмме около ста километров, получается неприлично дорого. Дизельный автомобиль схожей мощности в аналогичном режиме езды потребовал бы не больше пяти литров солярки, которая обошлась бы в пять евро – вдвое дешевле!

И выходит, что единственный резон в пользу покупки Mirai – забота об окружающей среде. Да и то весьма сомнительная. Ведь при получении водорода из природного газа с помощью реакции паровой конверсии (именно так производится около половины всего водорода) в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ. А производство водорода путем электролиза воды – процесс более дорогой и энергозатратный.

Последний гвоздь в крышку гроба здравого смысла – цена. В Германии Toyota Mirai обойдется минимум в 66 тысяч евро! При нынешней стоимости водородного топлива мы не видим ни одной причины для покупки этого футуристического водородомобиля. Конечно, к электромобилям поначалу тоже относились скептически, а сейчас Tesla завоевала сердца и умы людей во всем мире. Но популярная Tesla Model S появилась не сразу, к тому же по карману она лишь толстосумам.

Если однажды мы все-таки въедем в светлое водородное будущее, то отнюдь не на седане с красивым именем Мирай, а за рулем более доступной и эффективной машины. Но достижение японцев, запустивших в серию первый в мире водородомобиль, заслуживает аплодисментов. И, как положено в особо торжественных случаях, мы аплодируем им стоя.

ToyotaMirai
протезирование зубов в спб цена