Прогулки с алабаем тест драйв UAZ Patriot

02.08.18



На любой автостоянке он возвышается величественно и грозно, как скала Улуру посреди австралийской пустыни, даже если по соседству стоят куда более престижные Land Cruiser и Range Rover.

Подходить к нему положено неторопливо и важно, чуть вразвалочку, так, как подходит капитан к своему кораблю, стоящему у пирса и готовому отправиться в плавание. Теперь можно нажать на кнопку ключа-брелока, аккуратно, чтобы не зацепить соседний автомобиль, открыть огромную дверь и подняться на «капитанский мостик». Все, капитан на борту, свистать всех наверх, с якоря сниматься!

РОДОСЛОВНАЯ

Но прежде чем отправиться в путь, стоит вспомнить историю этого автомобиля. Иначе невозможно понять, почему он получился именно таким – просто невозможно... А началась эта история вовсе не в 2005 году, когда завод объявил, что вместо УАЗ-3162 Симбир с конвейера начнет сходить UAZ 3163 Patriot. И даже не в апреле двухтысячного, когда был произведен первый Симбир. И даже не в 97-м, когда родился его предшественник, УАЗ-3160...

Все началось году этак в 93-м, когда Ульяновский автозавод пребывал в глубоком кризисе. Армия и силовые структуры, на которые он всегда ориентировался, практически прекратили закупки новой техники. Нужен был новый автомобиль, «внедорожник для частника». Но вот каким ему стать? И тут существовало два варианта. Можно было довести до конвейера только что прошедший полный цикл испытаний УАЗ-3170/72. Эта машина тоже ориентирована на армию, но был подготовлен и «цивильный» вариант, внешне выглядевший вполне современно и похожий на Nissan Patrol третьего-четвертого поколений.

Но постоянный полный привод и новая раздаточная коробка с дифференциалом, принципиально новые мосты с блокировками... Своих средств на развитие у завода не было, а на поддержку госбюджета в лице министерства обороны надеяться не приходилось, несмотря на то, что автомобиль был рекомендован к постановке на вооружение. И был второй вариант, на первый взгляд вполне выигрышный: берем отработанное за тридцать лет выпуска шасси УАЗ-469 и ставим на него комфортабельный кузов. Дешево и сердито, и «дорогие россияне» вместо модных Pajero и Grand Cherokee кидаются покупать новую машину. В результате именно этот вариант и был принят.

Дизайн этого самого нового кузова заказали Центру Стиля АВТОВАЗа. По-видимому, тогдашнее руководство не доверяло своим дизайнерам. Там ведь не стали мудрствовать лукаво: взяли ВАЗ-2110, точнее, универсал 2111, и «обмяли» его до пропорций, заданных рамой, колесной базой и вертикальной посадкой водителя с пассажирами. Получилось то, что получилось. Оставался еще вопрос с пятой дверью. Что там сейчас на пике популярности? Pajero? Ну, значит, сделаем как на Pajero! И сделали.

О том, что японцы повесили дверь на петли, расположенные с правой стороны машины не случайно, а потому, что движение у них левостороннее, и что у нас повешенная таким образом дверь будет перекрывать доступ при погрузке в багажник с тротуара, как-то не подумали... Машина получилась откровенно неудачной: не только странноватая на вид, так еще и крайне неустойчивая на дороге. В Ульяновске схватились за голову и занялись «работой над ошибками». Этапами этой работы стало превращение среднебазного 3160 в длиннобазный Симбир, а затем и рождение Патриота. Работа эта продолжается и по сей день.

Конструкторы капля за каплей вытравливают из Патриота наследие «козлика», но сказать, что эта задача выполнена или хотя бы близка к завершению, все-таки нельзя. Хотя как человек, поездивший на всех «этапах большого пути», могу засвидетельствовать – и сделано много, и путь проделан действительно огромный...

А вот теперь можно и разобраться с тем, что же такое UAZ Patriot 2015-2016 модельных годов и что получит человек, решивший его купить. Начнем, как водится, с внешности, и тут перемены вполне очевидны.

ЗНАКОМСТВО

Новое оформление передней части выглядит вполне на уровне. И даже «улыбающаяся» облицовка радиатора не делает автомобиль менее брутальным. Мне лично обновленный Patriot напоминает «медведя средней величины». У мишек, знаете ли, пасть так очерчена, что кажется, будто они улыбаются, но эта улыбка не делает бурого медведя менее грозным и опасным хищником.

Из прочих новшеств – новые бампера, которые теперь крепятся к кузову, а не к раме и выглядят более стильно (хотя они и утратили при этом некую часть функциональности), и, главное, современная «двухствольная» светотехника под общим прозрачным колпаком, с полоской светодиодных дневных ходовых огней. Причем светят эти огни очень ярко, и для ночной езды по городу их вполне хватает. Новые, более крупные противотуманные фары, огромные складывающиеся зеркала с повторителями «поворотников». Сзади – кофр для запаски, дефлектор с повторителем стоп-сигнала... Все это в плюс.

А вот колеса с внешним диаметром 29 дюймов (заводом предусмотрена установка шин размерности 225/75 R16, 235/70 R16 и 245/60 R18) все так же выглядят непропорционально маленькими. Патриоту пришлись бы к лицу 33 дюйма, на худой конец – 31 дюйм. Но увы – это потребует некоторых танцев с бубнами в виде небольшого лифта или подрезки арок, а лифт кузова еще и подпортит общую гармонию...

ЧТО ВНУТРИ?

Вполне на уровне и внутреннее оснащение. Мягкий (действительно мягкий, а не софт-лук!) пластик передней панели, бортовой компьютер, удобный переключатель режимов освещения, вполне приличная эргономика (во всяком случае, у меня настройка водительского сидения и угла наклона руля заняла буквально несколько секунд). Есть, конечно, детали из жесткой и мыльной на ощупь пластмассы, но их не так уж много.

Управление режимами трансмиссии – при помощи круглого трехпозиционного переключателя. Наконец, главная достопримечательность – развлекательно-информационный центр с семидюймовым сенсорным экраном. Тут все как положено: есть встроенная навигация, причем использованная программа Navitel обеспечивает вполне пристойный пользовательский интерфейс. Можно подключать свой собственный источник музыки в дорогу, хоть через AUX, хоть по Bluetooth. Соединение смартфона с автомобильной электроникой, к слову, прошло быстро и естественно. Эта же система работает и как встроенный «хэндс-фри».

Но есть элемент, который сразу портит общее впечатление. Это руль. Простецкий черный пластмассовый бублик, довольно жесткий и не сказать чтоб очень приятный на ощупь, выглядит полным анахронизмом, ископаемым, выходцем из прошлого... Ульяновские инженеры обещают вывести на «баранку» хотя бы управление громкостью динамиков и клавиши ответа на телефонный звонок, но конкретных сроков не называют. Ну а пока при входящем звонке приходится хотя бы на несколько секунд, но оторвать взгляд от дороги, чтобы ткнуть в нужное место на экране.

К неоспоримым достоинствам Патриота относится простор на заднем ряду сидений. Места там столько, что не слишком крупные дети, если их не зафиксировать, могут на ходу в салочки играть... При этом стоит отметить, что трансмиссионный тоннель отсутствует как класс. А еще у задних пассажиров есть теперь собственные подстаканники и управление отопителем. Жаль, нет гнезда для подключения всяческих гаджетов – в наше время дети на заднем сидении обожают смотреть мультики.

Но как всегда – нет плюсов без сопутствующих минусов. Ну какой, спросите вы, может быть минус у ровного пола в области пассажирских сидений? А вот какой. Ровный пол стал возможен благодаря архаичной конструкции старого ульяновского шасси, у которого рама не имеет поднимающихся вверх передних и задних ветвей. В итоге – пол-то ровный, зато поднят он на изрядную высоту.

Я, например, очень радовался тому обстоятельству, что мне не пришлось никуда везти на Патриоте своих престарелых родителей. Они просто не смогли бы сесть в салон, да и супруга моя излила по поводу удобства посадки немало яда. При этом прошу заметить, что на дорожный просвет по центру автомобиля отсутствие опущенной вниз средней части рамы практически не сказалось – там, внутри колесной базы, разместились два бензобака.

Ну и напоследок – о багажнике и трансформации салона. Объем багажного отделения можно смело включить в список достоинств модели. Туда точно поместится если не слон, то небольшой тапир. А уж если сложить задний диван... Причем когда-то для этой процедуры требовался гаечный ключ, а диван стоял на этаких ножках из труб. В итоге на тест-драйве старого Патриота положенный в багажник домкрат при резком торможении пролетел под всеми сидениями и не заклинил педали только потому, что больно долбанул меня по ноге. Теперь все как в приличных домах. Тянешь за петлю из тканевой ленты, откидываешь вперед подушку, а затем опускаешь спинку. Правда, при этом образуется ступенька, что не всегда удобно.

Ну и пару слов о качестве. Вот как было оно лотереей, так и осталось, хотя нужно признать, что вероятность проигрыша стала намного меньше. Например, мне не удалось подключить USB-адаптер ни в одно из имеющихся гнезд прикуривателя. Напряжение в них присутствовало, но адаптеры не держались. Или один из двух фиксаторов подушек заднего дивана (сидение, как и положено, складывается в отношении 1:2) оказался наглухо заклинен. На машине, которую я тестировал на премьере в Крыму, таких дефектов отмечено не было.

КАК ЕДЕТ?

А теперь пора переходить к «песням о главном», то есть к разговору о поведении машины на дороге. На ходу Patriot демонстрирует множество достоинств, которые являются продолжением недостатков, и недостатков, которые являются продолжением достоинств. Начнем ab ovo, то есть с самого начала. Ключ-брелок – это удобно и вполне современно, современней только бесключевая система доступа. Но я долго привыкал браться за головку ключа так, чтобы не нажать одну из кнопок и не вызвать истошное бибиканье противоугонки.

Вот 2,7-литровый движок заворчал, прогрелся – поехали... Сразу радует легкость и информативность педали сцепления, четкость и отличная избирательность переключения передач корейской КПП Dymos. На скользком, присыпанном снежком асфальте можно трогаться со второй передачи – тяги вполне хватает, а можно и с первой – главное, аккуратно дозировать нажатие на педаль газа и плавно работать сцеплением. Если правильно переключать передачи, то разгоняться можно весьма активно, хотя 128 л.с. при 4 600 об/мин и 210 Нм при 2 500 об/мин – это совсем немного для автомобиля с полной массой более двух с половиной тонн.

Неплохо получаются и маневры в ограниченном пространстве – тут помогают и легкий руль, и камера заднего вида, и парктроник. Да и вообще обзорность с водительского места Патриота заслуживает только восторженных оценок.

И если ехать в рамках ПДД и не разгоняться более чем до разрешенных шестидесяти, то все вообще получается вполне пристойно, разве что шума в салоне все-таки многовато. Но стоит выехать на свободную городскую магистраль, где разрешена скорость 80, а все едут 95, как впечатления начинают портиться. А уж когда ты выезжаешь на МКАД с его разрешенной «сотней» или на любое загородное шоссе... Вот тут-то «козлиные гены» и дают о себе знать во всей красе.

Говорить об информативности рулевого управления, о чувствительности в околонулевой зоне просто смешно. Ее нет, этой информативности. Постоянно ощущаешь себя на прогулке с молодым кобельком на поводке, который постоянно совершает поползновения уйти с заданной траектории и сунуть свой любопытный нос то вправо, то влево... Причем кобелек этот – не какой-нибудь шпиц, а серьезный пес вроде алабая, так что если его действительно понесет куда-то в сторону, остановить псину будет непросто. В безопасных обстоятельствах я все-таки разогнал Patriot до 120 км/час, о чем осталась отметка на экранчике встроенного приемника GPS, но никакого удовольствия от управления на такой скорости я не получил. Нет уж, лучше ехать в одном ряду с грузовиками, периодически совершая безопасные обгоны.

При этом я готов признать, что появление заднего стабилизатора поперечной устойчивости действительно уменьшило крены автомобиля в поворотах. Впрочем, динамический коридор по-прежнему неприлично велик, и до лучших образцов полноразмерных внедорожников с зависимой подвеской Patriot все-таки не дотянул. И еще: ульяновский внедорожник с легкостью расправляется с крупными препятствиями, но на очень малой скорости. Стоит пройти «лежачего полицейского» чуть быстрее – и ты получишь настоящий пинок в «пятую точку». Даже динамическая разгрузка не помогает...

Все остальное можно оценить как мелочи. Например, к пятой передаче все-таки пришлось слегка тянуться. А пользоваться ей рекомендуется почаще, иначе расход горючего не только не обрадует, а наоборот – конкретно огорчит.

И не стоит забывать об уже упомянутых двух баках. Прибор показывает уровень топлива в одном из них, на выбор, и чтобы этот выбор сделать, нужно оторвать взгляд от дороги и посмотреть на консоль, где расположена клавиша. Смотришь – и видишь полный бак, но на самом деле может оказаться, что второй бак ты уже успешно спалил.

А вот проходимость и поведение UAZ Patriot за пределами асфальта мне даже обсуждать не хочется, потому что именно там, где заканчиваются дороги с твердым покрытием и где, согласно утверждению главного героя бессмертной повести «Понедельник начинается в субботу», начинается все самое интересное, ульяновский внедорожник и ощущает себя как рыба в воде.

Вот тут можно расслабиться, рулить уверенно и спокойно, точно выбирать траектории движения, словом, просто наслаждаться поездкой и окружающей природой. Ну а если ваша душа жаждет романтики дальних странствий и настоящего экстрима, тут все же придется потратиться. Силовые бампера, экспедиционный багажник, лебедка, шноркель, дополнительный бак – и вот уже вы владелец не просто внедорожника, а рейдера дальней разведки, готового покорять хоть пустыню Гоби, хоть перевалы Северного Кавказа.

Так что же, получается, что на берегах асфальтовых рек Patriot все же не слишком хорош? А как же новый рекламный слоган – «Создан для бездорожья, обновлен для города»? Почему же тогда даже в Москве поголовье этих автомобилей продолжает уверенно расти из года в год? И почему бушующий в стране кризис практически не сказывается на итогах продаж – сколько продавали, столько и продают? Так ведь нет альтернативы.

Для кого-то Patriot стал просто заменой 24-й Волге, большим автомобилем по относительно доступной цене. Кому-то действительно нужен внедорожник для поездок на охоту и рыбалку. Кто-то любит путешествовать. А кто-то просто хотел автомобиль такого класса, но на иномарку денег не хватило... Будущее хоть и туманное, ведь весь автопром переживает не самые лучшие времена, но на УАЗе утверждают, что налаживают связи с российскими поставщиками, дабы удерживать цену. Ведь доля импортных комплектующих по-прежнему велика. Кстати, на санкции со стороны Турции на предприятии отреагировали лучшим образом, сказав, что с легкостью заменят турецкого поставщика, который поставляет несколько позиций, на российского. Но курс доллара все-таки не дает мыслить позитивно…

Что же касается грядущих изменений, то внедорожник получит их в сентябре 2016 года. В числе новшеств заявлены: долгожданные подушки безопасности, обновленная приборная панель, система курсовой устойчивости и круиз-контроль. Кроме того, но это в более дальней перспективе, для мотора готовят процедуру даунсайзинга – уменьшение объема двигателя с сохранением мощности, трудятся ульяновские инженеры и над шестиступенчатой «механикой». А вот все текущие модернизации производства нацелены не только на улучшение качества текущего модельного ряда, но и на выпуск грядущей модели 3170. И это будет совсем иной УАЗ.

Пока Патриоту еще удается не перешагнуть психологически важный рубеж в один миллион рублей, а бензиновую машину в комплектации «Классик» можно урвать за 559 000 (правда, это если умудриться получить все возможные скидки и бонусы). Но если вы решите приобрести дизельную машину в комплектации Limited и снабдить ее предпусковым подогревателем, то цена тут же перевалит за миллион... А для автомобиля за миллион рублей как-то уже несолидно не иметь в арсенале автоматической трансмиссии, круиз-контроля и систем стабилизации… Тем не менее я с огромным интересом продолжу наблюдать за тем, как будет проходить даль
За предоставление информации спасибо нашему партнеру обязательный аудит организации