Визит на сервис как не заплатить лишнего

02.08.18



Каким бы надежным ни был автомобиль, посещения станции техобслуживания все равно не миновать. Будь то плановое ТО или устранение неисправности — на каждый случай имеется свой способ «развода» клиента. Как же не стать жертвой?

ГДЕ ОБСЛУЖИВАТЬСЯ?

Далеко не все владельцы новых автомобилей соглашаются на обслуживание у официального дилера, даже в гарантийный период. К примеру, часто отказываются от услуг официалов люди, купившие недорогую Ладу или УАЗ, полагая, что при доступности запчастей и невысокой цене за работу в любом гаражном сервисе можно прилично сэкономить. Не торопятся нести свои деньги дилерам и владельцы бюджетных и проверенных временем иномарок. Здесь действует, с одной стороны, уверенность в достаточно высоком качестве автомобиля, а с другой — в невысокой цене деталей и работ, если уж придется что-то ремонтировать.

Будьте готовы к тому, что на официальном сервисе причиной возникновения неисправности будут стараться объявить нарушение правил эксплуатации автомобиля. К примеру, приехали в сервис по поводу зашумевшего ступичного подшипника, а на машине установлены диски и шины нештатной размерности. Официалы снимут с гарантии данный узел. Так что, при выборе дисков и шин лучше придерживаться рекомендаций производителя или хотя бы приезжать в сервис на колесах штатной размерности, если возникли проблемы с ходовой частью.

Любое допоборудование, во избежание потери гарантии, официалы требуют устанавливать только у них. Это незаконно. Так, если вы когда-то сами либо в неофициальном сервисе установили, например, парктроник, а спустя полгода возникли неисправности в электрооборудовании, то «фирмачам» придется еще доказать, что проблема возникла именно в результате «незаконного» внедрения в систему. В большинстве случаев это далеко не просто.

ГОТОВИМСЯ К ВИЗИТУ

К посещению сервисного центра для проведения обычного ТО следует подготовиться. Составить список недостатков в поведении автомобиля, даже если они проявились однократно, непродолжительно. К примеру, вспыхнувший в комбинации приборов сигнал о неисправности двигателя (Check Engine) или значок ЕGR (система рециркуляции отработавших газов), перегреве двигателя, аварийном давлении масла, неисправности антиблокировочной системы тормозов или недостаточном уровне тормозной жидкости. Возможно, вы отмечали какие-то стуки, вибрации, необычные запахи. Обо всем этом сообщите мастеру-приемщику автомобиля.

Обязательно посмотрите сервисную книжку вашего автомобиля, чтобы знать, какие работы должны выполняться при очередном ТО, какие поверки предстоят. Из книжки можно узнать, какие потребуются расходные материалы, чтобы решить — покупать их самому или довериться сервису. Обзвонив СТО, полезно узнать, какие масла там заливают в двигатели. Например, автору этой статьи в течение нескольких визитов в гарантийный период один известный дилерский центр норовил залить в двигатель масло c вязкостью 5W-40 и с минимально допустимым (SL) уровнем качества. И это при том что в инструкции, приложенной к автомобилю, однозначно указано 5W-30. «Да мы его во все машины заливаем, даже в GT-R», — уверял мастер. Меня же больше интересовало не ниссановское спорткупе, а мой кроссовер. И в инструкции к нему написано другое. К тому же высоковязкое масло увеличивает потери на трение и как следствие повышается расход топлива. Да и некоторые сервисмены рассказывают страшные истории о провороте вкладышей коленвала.

То же и с количеством масла. В инструкции к моему автомобилю черным по белому указывается емкость масляной системы — 5,1 л, и приводится примечание: для рынков России и Украины — 4,9 л! Чтобы лишнюю канистру с маслом продать, автослесари упорно пытаются влить чуть больше пяти литров. В результате уровень на щупе на 15–20 мм выше максимума. Поддался им пару раз. Потом, вернувшись в гараж, сливал излишки масла. В противном случае масло через систему вентиляции картера будет попадать в цилиндры двигателя и вызывать повышенное нагарообразование. А это, в свою очередь, выведет из строя каталитический нейтрализатор.

Словом, чем больше вы будете знать о том, что должны делать с вашим автомобилем во время ТО, тем лучше поймете, хорошо ли обслуживают вашу машину и стоит ли приезжать сюда в другой раз. Здесь вам пригодятся книги по ремонту и эксплуатации (бумажные и электронные). А по окончании гарантийного срока такая литература поможет поддерживать автомобиль исправным, не прибегая к помощи автосервисов.

ПОСЕЩЕНИЕ ДИЛЕРА

Итак, вы приехали на ТО. Оформляя наряд на работы, сразу оговорите, что вас интересуют только обязательные процедуры. Прочие услуги сервиса лишь тема для обсуждения. Больше всего официалы любят выполнять платные дополнительные работы, особенно — операции по замене дорогих деталей (естественно, не по гарантии).

Многим знакома ситуация, когда, приехав к известному дилеру, попадаешь на «проведение кампании». Так, однажды, присутствуя прямо в ремзоне, вынужден был буквально отбиваться от медвежьей услуги. Убеждали промыть соты радиатора снаружи, но с полным снятием радиатора, да еще и с заменой охлаждающей жидкости, хотя по регламенту такая работа должна была выполняться только через три года. Причем рядом, на соседнем подъемнике, уже шла подобная процедура на другой машине — и тоже без особых видимых причин. Да, был июнь, тополиный пух летел, несколько пушинок болтались в моторном отсеке, но после этого на следующем ТО никто про промывку уже не напоминал. А температурный режим двигателя и поныне, спустя еще несколько лет, идеальный. Так что главное, найти в себе силы отказаться от ненужной услуги.

Могут попытаться «приговорить» к замене сайлент-блоки подрамника, а вместе с ними и сам подрамник. Деталь крупная и дорогая. Мало того, сама по себе практически неизнашиваемая. Если вас уверяют, что сайлент-блоки невозможно заменить отдельно, не верьте на слово. Лучше проконсультируйтесь на эту тему у незаинтересованного специалиста. К слову, интернет полон отчетов по замене сайлент-блоков почти на любой модели.

Особенно любят «фирмачи» менять довольно сложные и дорогие детали во время первого или второго ТО. Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда при первом обслуживании (ТО-15) при отсутствии скрежета металла по металлу приговаривали тормозные диски (с колодками, само собой), проявляя «заботу» о безопасности клиента. Порой это делается явочным порядком, без предварительного уведомления владельца. А уже при расчете особенно яростно убеждают владельца в том, что спасли его от верной гибели. Заказчику показывают некие порядком изношенные диски, но не факт, что снятые с его машины.

Вообще, то, что в багажник автомобиля положили замененные детали и расходные материалы (фильтры и колодки), отнюдь не говорит о том, что это детали вашего автомобиля. Ну а масла (моторное и трансмиссионные), тормозную и охлаждающую жидкости никогда и не показывают, а вот заменяют далеко не всегда. Отсюда совет: во время визита на сервис для проведения планового ТО по возможности находитесь в ремзоне возле автомобиля. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 290, «Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг». Правда, нигде не говорится, как именно потребитель может это делать.

Кроме того, автосервис должен руководствоваться и требованиями безопасности. Никто не пустит владельца под машину, которая висит на подъемнике. Некоторые автосервисы делают возможность визуального контроля. Например, через вывод информации с видеокамер на мониторы в зоне отдыха. В таком случае пробиться в ремзону практически невозможно. Но если руководство автосервиса допускает такую возможность, то вам придется ознакомиться сначала с правилами техники безопасности.

Попав в ремзону, вы останетесь уверенным, что все расходные материалы заменены. И в багажник класть уже ничего не нужно. Кроме того, есть возможность поговорить непосредственно с исполнителем работ о состоянии того или иного узла, а не играть в испорченный телефон через мастера. Можно попросить что-то сделать дополнительно, а также то, о чем часто «забывают», хотя делать обязаны. Например, проверить регулировку фар, состояние аккумуляторной батареи, плотность (температуру замерзания) охлаждающей жидкости и т.д.

Также любопытно будет самому посмотреть, что расскажет дилерский сканер об ошибках за прошедший период эксплуатации. Например, он напомнит владельцу, что однажды аккумуляторная батарея была сильно разряжена, что установлено нештатное головное устройство мультимедиа. Не упустит умный прибор и более серьезные неисправности. Как показывает опыт, если вы присутствуете в ремзоне, то время, потраченное на проведение ТО, будет минимальным. Мастер постарается закончить работу как можно быстрей.

ПРИНИМАЕМ РАБОТУ

Если вы не присутствовали при проведении работ, то, принимая автомобиль от сервисменов, внимательно осмотрите его на предмет повреждений и отсутствия подмены хотя бы видимых элементов. При любых подозрениях можно попросить ознакомиться с записью с камеры видеонаблюдения в ремзоне.

Далее следует проверить, проведены ли обязательные работы. Замененные тормозные колодки у большинства автомобилей видны сквозь прорези колесного диска. При этом остальные части тормозного механизма должны быть очищены от «вековых» наслоений грязи. Замененная тормозная жидкость обычно совсем прозрачная, с легким оттенком, в отличие от поработавшей, имеющей желтоватый цвет. Моторное масло должно быть светлым, а его уровень находиться вблизи верхней метки на щупе. Исключение здесь составляют дизельные двигатели, у которых масло темнеет после первого же пуска двигателя. Но тем не менее оно должно быть все-таки не столь черным, каким было масло перед заменой. Охлаждающая жидкость в расширительном бачке, если ее меняли, должна иметь яркий цвет, такой, каким он был на новом автомобиле.

Хотите лайфхак? Один автовладелец незадолго до окончания гарантийного срока приехал к официальному дилеру и сказал, что хочет сдать машину в трейд-ин. Автомобиль загнали в цех, долго диагностировали. Нашли кучу неисправностей, составили длинную дефектную ведомость с целью взять машину у хозяина подешевле. Владелец выслушал и, обещав подумать, уехал. А на другой день приехал с этим списком недостатков и вежливо попросил исправить их по гарантии, которая, напомним, еще не закончилась.

НЕМНОГО О ГАРАНТИИ

Сейчас у дилеров популярна услуга по продлению гарантии. Выбирать, конечно, вам, только учтите, что заводские дефекты проявляются в самом начале эксплуатации автомобиля. Впоследствии вероятность отказа невелика, а расти начинает лишь тогда, когда детали и узлы откровенно стареют. Поэтому основные дефекты, скорее всего, будут обнаружены и устранены в течение стандартного гарантийного периода. А на замену расходных материалов не надейтесь: ни изношенные тормозные колодки, ни элементы сцепления, ни перегоревшие лампы по гарантии никто менять не будет. Подход тех или иных фирм отличается, но у большинства гарантия очень быстро заканчивается на многие детали ходовой части (ступицы, амортизаторы, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг и проч.). Мало того, при оформлении расширенной гарантии официалы оставляют себе простор для комбинаций.

Например, пришлось столкнуться со случаем, когда владельца недорогого хэтчбека при оформлении такой расширенной до пяти лет гарантии (на платной основе, естественно), официальные дилеры пытались «развести» на замену ремня ГРМ по прошествии трех лет и при совсем небольшом пробеге — около 30 тысяч километров. Мол, нет замены ремня — нет продления гарантии. Хотя в сервисной книжке четко сказано, что ремень меняется либо после четырех лет эксплуатации, либо при пробеге 60 тысяч километров.

#лайфхак@avtonovosty1
За предоставление информации спасибо нашему партнеру заказ фотографий