Каков перечень идеальных качеств руководителя, пропагандируемый западной бизнес-культурой? Сильный, умный, умеющий ставить задачи и самостоятельно принимать ответственные решения, но в то же время советующийся с подчиненными, вдохновляющий, обучающий их — в общем, настоящий образец для подражания. А вот россияне, как показывает проведенное недавно исследование, видят идеального руководителя по-другому: главное требование — четко поставить задачу и не вмешиваться в ее исполнение.
Исследование, охватившее разные сферы бизнеса и разные регионы России, было проведено среди 2500 человек. И результаты весьма впечатляющие! В общем принцип отношения россиян к начальству можно сформулировать так: «Дайте задание и больше нас не трогайте!»
Более 34% опрошенных выразили желание, чтобы начальство четко формулировало задачи и строило четкую систему поощрений. При этом 15% опрошенных уверены, что руководитель предприятия должен принимать все ключевые решения самостоятельно, без советов с сотрудниками, и лишь 7% согласны с западной моделью совместного с коллегами принятия решений. Только 9% опрошенных россиян хотят видеть в своем начальнике пример для подражания, и еще меньше считают, что руководитель должен внушать подчиненным оптимизм и вдохновлять их.
«Дайте мне четко поставленную задачу и вовремя заплатите зарплату — и я выполню все на должном уровне», — поделился мнением менеджер небольшой компании, занимающейся размещением наружной рекламы в Вологде. Подобное отношение, разделяемое более чем третью опрошенных, свидетельствует о низкой культуре лидерства в нашей стране, утверждают аналитики Высшей школы международного бизнеса. Россияне, которые просто не сталкивались с хорошими менеджерами, не ожидают от начальства ничего лучшего, чем четкая постановка задач.
Впрочем, и с этой задачей, по мнению опрошенных, справляются далеко не все руководители. «В жизни я таких начальников не встречал. Обычно они лишь дают кучу противоречащих друг другу заданий и заставляют гоняться кругами, выполняя их, а потом оказывается, что половина была просто не нужна», — заявил сотрудник отдела продаж телефонной компании из г. Волжский.
35% опрошенных не смогли ответить на вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе. И лишь 4% респондентов сказали, что руководитель для них — объект для подражания. Аналитики связывают подобное отношение с закрытостью коллектива по отношению к начальству. Для персонала руководитель — представитель другого класса, и они подспудно приписывают ему такие качества, как карьеризм, желание продвинуться по службе за счет других, склонность к интригам.