Есть четыре стадии Анимы. Примитивнейшая анима — это Chawwa, земля. Это Ева, праматерь, принимающая. На этой стадии анима — ещё чисто сексуальная фигура, нечто вроде богини земли в практически дочеловеческой стадии развития. Следующий этап — Елена. Согласно гностической легенде, Симон Маг нашёл в борделе в Тире (Финикия) девушку, в которой узнал реинкарнацию Елены Троянской и назвал её этим именем. Елена Троянская была прелюбодейкой, любовницей многих героев. Связь между двумя этими женщинами в том, что обе несут внутри свет, несмотря на дурную репутацию. Елена Троянская означает красоту, гностическая Елена — ennoia (сознание). На этой стадии анима — всё ещё коллективная фигура, но уже начинается фокусирование на одной женщине. Это очень человеческая стадия, частично проводящая культурное развитие. Следующая стадия анимы — Мария, также необыкновенная личность. Мария — любовница Святого Духа и мать Бога. Унижение внебрачного зачатия компенсируется божественностью сына. Хотя и эта стадия ещё имеет человеческие черты, она уже указывает на духовный аспект. У гностиков высшая стадия анимы — София. Она — половина божественной сизигии (греч. «пара»; соединение противоположностей солнца и луны). Это высшая духовная форма вселенской матери. Остатки человеческого, персонального аспекта исчезли.
Анима как подруга или soror mystica всегда играла важную роль в истории. В cours d' amour Рене д'Анжу она даже занимает более высокое положение, нежели его жена. Слово maîtresse означает не только «возлюбленная, любовница», но и «госпожа, хозяйка». В средневековье, к примеру, поклонение аниме привело к форме любви, при которой рыцарь посвящал себя даме и должен был служить ей. Из более поздней истории нам известны имена маркизы де Ментенон, Нинон де Ланкло и мадам Гюйон. Последняя была женщиной высочайшего духовного эротизма и необычайно глубокой мудрости. Она воистину заслуживала звания святой.
Если женщина — только дочь, только мать или только шлюха, это не признак культуры. У примитивных народов и даже у приматов женщина также играет одну из этих ролей. Но для превращения в femme inspiratrice, представляющей всё разнообразие и неопределённость жизни, требуется высшее умение и высший эрос. Такие женщины — проявления гораздо более развитой культуры, и это было известно в Средние века и в Греции во времена её расцвета. Конечно, всем вам известна Аспазия, любовница Перикла и многих других образованных мужчин того времени.
Карл Густав Юнг "Семинар по детским снам" Дополнительно: агентство переводов
-