Советы переводчику: зрение

23 приема работы со сказками, используемые психологом-сказкотерапевтом Рекомендуем: интернет заработок



Приемы применимы для клиентов разных возрастов; в групповой или индивидуальной работе.

1. Чтение и последующее обсуждение сказок.
Для этого годятся народные и авторские художественные сказки, которые дают огромный материал о нравственных ценностях, мотивах поступков, способах решения разнообразных жизненных задач. Обсуждение сказок позволяет развивать способности к установлению причинно-следственных связей между поступками и явлениями, к обнаружению последствий совершенного персонажами выбора.

2. Рассказывание сказки.
При этом вовсе не обязательно рассказчиком является один человек и рассказ ведется от третьего лица. Это может быть рассказывание известной истории группой детей или взрослых, при этом каждый участник по очереди рассказывает небольшой кусочек сказки; повествование разбивается на отдельные фрагменты произвольно, спонтанно. Еще один способ — рассказывание сказки от имени разных ее персонажей. Причем персонажи, от имени которых рассказывается сказка, могут быть самыми разными; это не обязательно главные герои, но еще и тропинка, по которой катился Колобок, камешек, на ко¬тором остановился Иван-царевич, и т.п.

3. Характеристика героев с формулированием своего отношения.
Трактовка персонажей часто становится свое¬ образным проективным тестом, дающим много психологической информации о клиентах.

4. Продолжение известной сказки («А что случилось дальше?»).
Этот прием активизирует воображение, помогает лучше «встроиться» в контекст сказки, развивает логическое мышление.

5. Изменение конца сказки.
Этот прием надо использовать с осторожностью (особенно в отношении народных сказок) и только тогда, когда он представляется крайне необходимым: в случае, например, если конец сказки вызывает резко негативную реакцию клиента.

6. Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок.
Не все взрослые замечают, что персонажи, носящие одинаковые имена, в разных сказках часто оказываются совершенно непохожими. Так, Серый Волк из сказки «Иван-царевич и Серый Волк» — умный, могучий, помогающий — совершенно не похож на своего собрата из сказки, скажем, «Лисичка-сестричка и волк» — глупого, наивного, трусливого.

7. Включение в сказку персонажа другой сказки.
Что произойдет, если в сказку «Волк и семеро козлят» попадет Карлсон? Как могли бы развернуться события? Или: что произошло бы, если бы Мальчик-с-пальчик оказался в том самом лесу, куда направилась Красная Шапочка? Этот прием — из разряда тех, которые запускают механизм творчества и позволяют подготовить клиентов к написанию собственных авторских сказок.

8. Рисование иллюстраций к сказке.
Прием настолько очевиден, что не требует комментариев.

9. Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов.
Это вариант предыдущего приема. Помогает клиентам запомнить последовательность событий, развивает способность к построению схемы сюжета.

10. Подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки.
Также вариант иллюстрации к сказке, но с более конкретной задачей.

11. Подбор музыкальных фрагментов для каждого персонажа и музыкальной темы всей сказки.
Можно использовать в качестве домашнего задания, особенно для клиентов-аудиалов, для развития музыкальных способностей.

12. Мини-сочинения «Письмо герою».
Особенно интересно, когда письма адресуются клиентом отрицательным персонажам. Такое задание позволяет развить эмпатию, понять мотивы поступков героя, встать на его место и, возможно, простить его.

13. Придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам.
О чем бы вы хотели спросить героев? Какие вопросы вы задали бы Колобку? Золушке? Старухе из «Сказки о золотой рыбке»? Разумеется, неплохо было бы обсудить вероятные ответы.

14. Словесное рисование.
Прием предполагает подробное описание места действия, облика персонажей и т.д. Поскольку сказки очень часто скупы на подробности и описание деталей, такое задание позволяет развивать воображение и образное мышление.

15. Драматизация.
Сказки так и просятся, чтобы быть воплощенными в сценическом действии.
Тут возможно обилие вариантов:
- постановка всей сказки или отдельного эпизода;
- вопросы к клиентам, находящимся в ролях (анализ из ролей);
- погружение в роль и обсуждение: «Если бы я был этим персонажем...»;
- рассказывание сказки от лица одного из персонажей;
- озвучивание фраз персонажей сказки в разных эмо¬циональных состояниях;
- разыгрывание одного и того же эпизода, но с разными вариантами развития событий.

16. Сочинение сказок:
- по опорным словам (сказкотерапевт предлагает набор специально подобранных слов, а клиент(ы) должен(ы) сочинить сказку, в которой встретились бы эти слова);
- как завершение имеющегося зачина;
- в результате соединения случайно выбранных сказоч¬ных персонажей разных сказок («салат из сказок»);
- сказка по кругу;
- сказка по заданной теме;
- свободное сочинение сказок.

17. Суд над персонажем.
В групповой сказкотерапевтической работе клиенты делятся на «сторону обвинения», «сторону защиты» и «судей»: реализуется процедура суда с оглашением приговора; подсудимыми могут быть волшебник Гудвин, коварные братья Ивана-царевича, Баба Яга и др.

18. Ассоциирование с героями сказок «Кого бы ты смог сыграть в сказке?» («Кем меня видят?»).

19. Рассказывание сказки наоборот (Сказка наизнанку): замена поочередно всех ключевых слов и признаков в начале сказки на противоположные. Например, традиционное начало сказки: «В одной деревне жили-были старик со старухой...». Меняем каждое слово на условно противоположное: «В двух городах не было ни одной девушки и ни одного юноши...». Вот и готов зачин новой сказки — нужно придумать продолжение.

20. Создание сказки по имеющейся модели (Сказка- калька).

21. Домысливание ситуации («Что было бы, если бы...»): Золушка была бы лентяйкой, у Змея Горыныча кончился за¬пас огневой мощи, Мальчик-с-пальчик превратился в великана и т.п.

22. Медитация на сказку.

23. Метод диалогического рассказывания историй.

Разумеется, этот список далеко не исчерпывающий. Это лишь часть приемов, которые с успехом используют сказкотерапевты в своей работе. Дополнительно: заработать на своем блоге

заработок в сети

11 июня 2022, 09:52 | Просмотры: 3313