Автомобильная диетология самые оригинальные способы заставить машину похудеть

02 августа



Чтобы снизить массу своих автомобилей, многие производители используют несколько неожиданные варианты решения проблемы лишнего веса. Мы вспомнили несколько самых необычных способов заставить машину «похудеть».

Спросите любого знатока автомобилей, что такое «Серебряная стрела»? Конечно же, гоночный автомобиль Mercedes- Benz, ответит он. Но до 1934 года все гоночные Мерседесы красились в белый цвет и даже получили в народе уважительное прозвище «Белые слоны»! На этот счет у марки есть своя легенда.

• СПОСОБ: Удаление краски
КТО: Mercedes-Benz W25

Окрашивать кузова своих гоночных болидов мерседесовцы прекратили 9 июня 1934 года, когда они заявили на старт этапа Гран-при на Нюрбургринге новый болид W25, по традиции выкрашенный в белый цвет. Снабженный 300-сильным карбюраторным двигателем автомобиль сразу стал претендентом на победу, если бы не одно «но». По условиям технического регламента, масса автомобиля не должна была превышать 750 кг. На контрольном взвешивании вечером перед гонкой выяснилось: автомобиль не проходит по регламенту, так как его масса на несколько килограмм больше. До гонки оставалась ночь, и серьезных изменений в конструкцию машины внести попросту бы не успели. И все же выход был найден.

Конечно, махинации, чтобы обойти правила, применялись и тогда. Например, на комиссии завешивали только сухую массу автомобиля, т.е. ограничение не учитывало массу жидкостей и пилота, а на мерные весы автомобиль закатывался вручную. Механики многих команд, сливая масло в специальный резервуар, попутно отворачивали вместе с пробками и шлангами кованые опоры передних амортизаторов (а каждая из них весила не менее 3 кг), тем самым уменьшая вес машины. Но Альфред Нойбауэр, бессменный директор гоночной команды Mercedes понимал, что такой подлог можно легко вычислить, и не стал рисковать.

А вот кому-то из инженеров пришла в голову мысль получше и полегальнее: краска, нанесенная в несколько слоев на корпус машины, тоже имеет вес, и удалив ее, можно сбросить сразу несколько килограммов лишней массы. Так и поступили: за ночь с немецкого болида соскоблили всю краску, и сверкающая полированным алюминием машина прошла контрольное взвешивание. Ту гонку мерседовцы выиграли, а в память об этом событии серебристый цвет стал фирменным для марки. Ну а прозвище «Белые слоны» с легкой руки журналистов превратилось в «Серебряные стрелы».

Впрочем, снимать краску с кузова – не самая сложная проблема. А вот американцы придумали способ облегчения веса поинтереснее.

• СПОСОБ: Полировка кузова кислотой
КТО: Dodge Hurst Hemi Dart

Автомобильным спортом номер один в Соединенных Штатах 1960-х годов стал дрэг-рейсинг. Толпы поклонников скорости ночами перекрывали заветные 402 метра на прямых участках американских хайвеев в надежде доказать всем, что их машина – самая быстрая в округе. Активное участие в гонке моторов принимали и автомобильные фирмы, участвовавшие в специально созданном для таких дрэгстеров Super Stock классе национальной ассоциации NHRA.

Ford, General Motors и Chrysler – три кита американского автомобилестроения – использовали любые хитрости, чтобы доказать, что их машины самые лучшие и быстрые. Важным способом достижения победы стало облегчение веса дрэгстера, которому попутно вживляли самый большой в гамме мотор. Именно так родился, например, Dodge Hurst Hemi Dart – настоящий монстр, пролетавший мерные четверть мили менее чем за 12 секунд.

Для создания машины использовали кузов самой компактной в линейке Dodge машины – среднеразмерного купе Dart. Штатный двигатель был удален, а его место занял семилитровый V8 HEMI, вершина крайслеровской линейки моторов, с полусферическими камерами сгорания. Этот гигант еле-еле влез в подкапотку бедного Дарта, и даже новый аккумулятор пришлось перемещать в багажный отсек, что, кстати, и поспособствовало улучшению развесовки машины. А для такой полезной вещи, как гидроусилитель руля, места просто не осталось. Из машины выпотрошили весь салон, попутно, разумеется, установив мощный каркас безопасности, а ряд панелей кузова выполнили из стеклопластика. Впрочем, этого инженерам из Dodge показалось мало, и в надежде отыграть несколько дополнительных килограммов массы в дело пошла… кислота.

Стальные задние крылья и внешние панели дверей протравливались кислотным раствором, в результате чего толщина панелей уменьшалась до 1-1,5 мм. Все эти ухищрения помогли Dodge Dart занимать призовые места на заездах. Однако от Chrysler не отставали конкуренты из General Motors, которые также создавали свои собственные дрэгстеры по требованиям NHRA, и в заначке которых оказалось несколько своих козырей по облегчению веса автомобилей.

• СПОСОБ: «Швейцарский сыр»
КТО: Pontiac Catalina Super Duty

Активным участником дрэговых баталий, разразившихся на просторах Америки, стала фирма Pontiac, пытающаяся избавиться от клейма «автомобилей для пенсионеров». За основу нового дрэгстера использовали модель Catalina, которая в спортивной итерации получила имя Super Duty и могучий V8 объемом 6,9 литра (421 кубический дюйм, в пересчете на американскую систему измерения), снабженный тремя двухкамерными карбюраторами и развивающий, по заявлениям производителя, мощность 410 л. с. Правда, некоторые эксперты полагают, что цифра эта была сильно занижена, и официальная мощность 421-го мотора – около 550 л. с.

Для улучшения соотношения мощности и массы салон американского купе был выпотрошен, а на месте задних сидений разместили необходимый по правилам массивный каркас безопасности. Инженеры «Понтиака» шли на любые ухищрения в надежде облегчить свою машину еще на несколько килограммов. Передние крылья, бампер и капот сделали из алюминия, равно как и выхлопную трубу увеличенного диаметра. Производитель специально подчеркивал, что машины, оснащенные таким выпуском, могли использоваться только на кратковременных заездах на ¼ мили, поскольку труба, не выдерживающая постоянного жара выхлопных газов, имела свойство расплавляться. А чтобы еще больше облегчить дрэговую Каталину, в мощной лонжеронной раме засверлили 130 отверстий, из-за чего машина мгновенно получила прозвище «Swiss Cheese» (Швейцарский сыр).

Жесткость рамы упала настолько, что во время изготовления машины на заводе приходилось ставить под неё дополнительные распорки, чтобы предотвратить изгиб. Впрочем, хитрости пошли Pontiac на пользу, и «Швейцарский сыр», гордо трубя своим алюминиевым прямоточным выхлопом, завоевал для марки немало наград.

Но засверлить раму или обработать кузов кислотой – это не инженерный подход, скажут многие. Впрочем, вклад инженеров при разработке новых автомобилей тоже трудно переоценить.

• СПОСОБ: Внимание к мелочам
КТО: Mazda MX-5

Японские автомобилестроители славятся своим доскональным вниманием к мелочам. Известен факт, что служащий одного из автомобильных заводов, гуляя по улице, встретил машину, выпущенную на родном предприятии с крошечным дефектом, столь незаметным, что авто прошло через строгий отдел технического контроля. Он немедленно сообщил об этом факте своему руководству, которое не только премировало внимательного работника, но и бесплатно заменило дефектный автомобиль владельцу. Неудивительно, что при создании родстера Mazda MX-5 третьего поколения инженеры искали все возможности снизить массу увеличившейся в размерах машины.

Они придумали и внедрили в жизнь концепцию «тысячи мелочей». Ведь в любом автомобиле присутствует множество разнообразных деталей, и если каждую из них уменьшить в весе, то общий результат будет внушительным. Так, по заявлениям конструкторов Мазды, салонное зеркало МХ-5 стало легче на 23 грамма в сравнении с предшественником. Идея сработала, и в общей сложности родстер третьего поколения при выросших габаритах весит на 10 кг меньше машины предыдущей итерации.

Команда инженеров, стремящихся к совершенству, способна на многое. Но и один в поле воин. Например, Гордон Мюррей, который при разработке своего McLaren F1, заслуженно признанного одним из величайших суперкаров мира, шел на любые ухищрения, чтобы достичь совершенства.

• СПОСОБ: Облегченная музыка
КТО: McLaren F1

Главной целью Мюррея при разработке F1 стала масса машины, равная 1 000 кг. К сожалению, достичь этой цели ему не удалось (McLaren весит 1 140 кг), но благодаря безумному двигателю V12 от BMW Motorsport суперкар долгое время держал первое место в максимальной скорости (372 км/ч) и разгоне с места до 100 км/ч (всего 3,2 секунды).

Ради усовершенствования и облегчения своего автомобиля Мюррей шел на любые хитрости. Например, для защиты от перегрева он отделал моторный отсек золотой фольгой, потому что золото лучше всего защищает кузов от выделяемой двигателем тепловой энергии. Кузов-монокок был выклеен из углепластика, а рычаги подвески выполнили из магниевого сплава. Даже колесные гайки, чтобы сэкономить несколько граммов, на Макларене были выполнены из титана. Впрочем, из того же космического материала были сделаны и педали машины, и даже ключи в фирменном наборе инструментов, предлагавшемся в комплекте к суперкару.

Но главной находкой Мюррея стала разработанная совместно с Kenwood облегченная аудиосистема, в которой в 1992 году были CD-чейнджер и аудиомагнитола. Детали этой системы были выполнены из легких алюминиевых сплавов, а ряд пластиковых элементов заменили на более легкое арамидное волокно. Даже сеточки на динамиках отфрезерованы из магниевого сплава.

Гордон Мюррей использовал массу хитростей ради того, чтобы победить машину, бывшую лучшим суперкаром до него. Энцо Феррари так же, как и конструктор McLaren, использовал любые доступные решения для создания своего бескомпромиссного суперкара, построенного к 40-летнему юбилею фирмы.

• СПОСОБ: Оголить скелет
КТО: Ferrari F40

Выпущенная в 1987 году F40 стала последней моделью марки, к которой приложил руку сам «коммендаторе». Суперкар стал для итальянской марки прорывом, в котором нашла применение полностью алюминиевая V-образная «восьмерка» с двумя турбокомпрессорами японской фирмы IHI, снабженными керамическими крыльчатками, способными крутиться почти до 90 000 об/мин.

На легкой пространственной алюминиевой раме, легшей в основу итальянского суперкара, крепились внешние панели кузова, нарисованного кудесниками из Пининфарины и выполненные из кевлара и углепластика. В салоне установили углепластиковую переднюю консоль и спортивные сиденья с карбоновым основанием, чтобы отыграть еще несколько килограммов. Но апофеозом уменьшения веса стали внутренние дверные карты, которые были обшиты лишь частично, выставляя напоказ тросики запорных механизмов.

Впрочем, инженеры Bentley в своем стремлении сделать липосакцию своему толстяку Continental пошли не на столь радикальные меры и оставили ему обычные дверные панели. Но итог их работы все равно впечатляет.

• СПОСОБ: Убрать все ненужное
КТО: Bentley Continental GT-3R

Диета от Бентли подразумевала точечное потрошение салона: сзади исчез второй ряд сидений, а спереди появились новые кресла с углепластиковым основанием. Избавились конструкторы и от тяжеленных деревянных панелей, заменив их на более легкие титановые и углепластиковые. Еще несколько килограммов отыграли на упрощенной аудиосистеме, количество динамиков в которой сократилось до шести. Даже выхлопная система новой машины – из титана, что позволило сбросить еще 7 кг массы, а еще несколько килограммов отыграли новые легкосплавные диски и карбон-керамические тормозные диски.

В итоге полная масса полноприводного купе сократилась сразу на 125 кг и все равно превысила 2,2 тонны. Впрочем, даже в Бентли остались стандартные стекла. А вот французы из Renault, желая еще снизить массу автомобиля, пошли дальше.

• СПОСОБ: Пластиковые окна
КТО: Renault Megane RS R26 Edition

Под занавес выпуска заряженного хэтчбека Megane RS французы из Renault произвели модификацию, ориентированную на гоночный трек. Инженеры избавились от задних сидений и шумоизоляции, оставили только водительскую подушку безопасности и даже лишили Меган противотуманных фар, заднего стеклоочистителя и фароомывателя!

Еще 5 кг удалось скинуть, установив боковые окна из поликарбоната. Этот материал часто используется в гоночных автомобилях, но из-за тонкости и хрупкости почти не встречается на обычных дорожных автомобилях. К стеклам предъявляли претензии даже специалисты EuroNCAP, но позднее они все же согласились дать свое одобрение на сертификацию 450 автомобилей при условии, что в модельной линейке марки появится еще больше систем безопасности.

Получившийся автомобиль оказался впечатляюще быстр на треке, но резервы облегчения Renault не были использованы до конца. В отличие от инженеров Porsche, стремившихся к созданию максимально облегченной машины с самым мощным в гамме двигателем.

• СПОСОБ: Наклейки-«переводилки»
КТО: Porsche 911 GT2 RS

Для решения заветной задачи конструкторы Porsche взяли самый мощный суперкар из своей линейки 911 – заднеприводный GT2, оснащенный двигателем с двумя турбокомпрессорами. Облегчение шло по всем фронтам: вместо тяжелого свинцово-кислотного аккумулятора появился более легкий литий-ионный, автомобиль лишили аудиосистемы и кондиционера, а место штатных сидений с электрорегулировками заняли спортивные «ковши» от 911 GT3 RS. Уменьшили даже количество противошумной мастики и толщину покрытия пола, а в подвеске появились новые алюминиевые рычаги.

620-сильную оппозитную «шестерку» также посадили на «диету» и оснастили облегченными поршнями, шатунами и маховиком, а также композитным впускным коллектором и титановой выпускной системой. Даже проводка – и та была облегчена, чтобы сэкономить несколько килограммов. Боковые стекла, как и на «Мегане», изготовили из поликарбоната. Вклад в снижение веса внесли и новые передние крылья, воздухозаборники и корпуса зеркал заднего вида, которые выполнили из углепластика.

Из того же композитного материала сделали и капот машины, на который ради еще большего снижения массы не стали крепить тяжелый металлический герб марки, а ограничились… всего лишь простой наклейкой. Впрочем, «диета» дала отличные результаты: Porsche 911 GT2 RS имеет потрясающую энерговооруженность (всего 2,1 кг массы автомобиля на каждую лошадиную силу), проходит Северную Петлю Нюрбургринга за какие-то 7 минут 27 секунд и является самым мощным серийным Porsche 911, допущенным на дороги общего пользования.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Конечно, все приведенные здесь методы рационального облегчения массы автомобиля использовались инженерами разных фирм в течение долгого времени. Прогресс шагнул далеко вперед, и современным автомобилям, сразу оснащенным компактными и легкими турбомоторами и композитными монококами, далеко до конструкций прошлых лет. А потому не спешите во имя экономии топлива и улучшения разгона выбрасывать из машины сиденья, обливать ее кислотой и насверливать в ней дыры – возможно, именно вам в голову придет идея получше.

http://vk.cc/506fma
усилители для сотовой связи