Безумный развоз самые быстрые микроавтобусы и минивэны

02 августа



Все привыкли, что суперкар – это автомобиль с двумя дверьми, двухместный и низкий. Но так ли это? Ведь есть же, например, спортивные внедорожники, которые могут заставить покраснеть и обычные суперкары. Но и это еще не все: существует маленький спецотряд тех, кто еще внезапнее, неожиданнее и круче. Это заряженные минивэны и микроавтобусы! Вот о них-то мы сегодня и поговорим.

МИНИВЭН

Что может быть более семейным, чем минивэн? Мама, папа, дети и собака в кузове однообъемной конструкции. Сделать «овощной» минивэн более быстрым было бы неплохой идеей, решили многие и приступили к действиям.

• 1994 – Renault Espace F1 Concept.

Первыми создать гоночный минивэн додумались в компании Renault при поддержке инженеров Matra и гоночной команды Williams, куда в ту пору Рено поставляла свои гоночные моторы. Публике машина была показана на Парижском автосалоне. Стоит отметить, что именно концерн Матра занимался разработкой серийного минивэна Renalut Espace, который, кстати, и собирался на мощностях завода компании.

В основе конструкции – алюминиевая пространственная рама, к которой крепятся углепластиковые панели кузова, по форме напоминающего Renault Espace. В отличие от «родственника», двигатель Espace F1 расположен за спиной водителя. Это V-образный 10-цилиндровый двигатель объемом 3,5 литра, развивающий мощность в 800 л.с., который вместе с полуавтоматической секвентальной шестиступенчатой коробкой передач позаимствовали от формульного болида Williams Renault FW16. От него же концепту достались независимые подвески колес на сдвоенных поперечных рычагах и углепластиковые вентилируемые тормозные диски на всех колесах.

Силовой агрегат приводит в движение задние колеса и обеспечивает автомобилю динамику наравне с болидами Формулы-1. Шутка ли, разгон от нуля до 100 км/ч занимает у этого минивэна 2,8 (!) секунды, до 200 км/ч он разгонится еще через четыре секунды, а максимальная скорость зафиксирована на отметке 312 км/ч! Renault Espace F1 был построен для демонстрации современных технологий и никогда не рассматривался даже для мелкосерийного выпуска.

• 2001 – Renault Avantime.

Хотя он явно повлиял на умы многих инженеров компании, поскольку хранится в заводском музее. Иначе откуда в головах конструкторов все того же Renault родилась поистине безумная идея совместить купе класса Gran Turismo и… минивэн. Концепт, названный Avantime, был построен на платформе Espace, но вместо множества дверей и разнообразия конфигурации салона здесь было всего лишь две гигантских сдвижных двери и всего-навсего четыре сиденья. Автомобиль заинтересовал публику на Парижском автосалоне, и руководство концерна приняло решение о запуске первого в мире купе-минивэна в серийное производство.

Подвеска Espace была полностью переработана. Появились укороченные на 20 мм пружины, что вместе с более жесткими сайлентблоками и амортизаторами, а также стабилизаторами поперечной устойчивости увеличенного диаметра позволило улучшить управляемость машины. В алюминиевую крышу встроены два полноразмерных люка из атермального стекла Saint-Gobain толщиной 5 мм, причем передний можно скрыть полностью с помощью кнопки Open Air, что превратит машину в «почти кабриолет».

Чтобы открыть длинную и массивную дверь длиной практически 1,5 метра и весом свыше 50 кг, надо приложить ряд усилий. Она отъезжает вперед и вбок на специально разработанных для машины дверных петлях. На этих же петлях закреплена и часть дверных панелей, которая при открывании «ломается», оставляя на кузове переднюю часть с блоком управления стеклоподъемниками.

Перед глазами водителя – только шкала тахометра, а вся остальная информация, включая спидометр, высвечивается на электронном дисплее в центре передней панели. Как и Espace, Avantime оснащается либо двухлитровым рядным турбомотором мощностью в 165 л.с., либо атмосферной V-образной «шестеркой» объемом 3 литра, которая развивает уже 210 л.с. и 285 Нм крутящего момента. В паре с моторами работает шестиступенчатая механическая коробка передач, но по заказу автомобиль можно оснастить и автоматической трансмиссией. Крутящий момент от двигателя через коробку передается на передние колеса.

В варианте с двигателем V6 автомобиль мог разогнаться до скорости 220 км/ч, а ускорение с места до паспортной «сотни» не превышало 8,5 секунд. В итоге у Renault получился комфортабельный и быстроходный автомобиль класса GT, который, к сожалению, был почти не принят консервативной публикой. Минивэн выпускался на заводе Matra вместе с соплатформенным Espace, однако в отличие от родственника, на ура продающегося по всему миру, пробыл на конвейере только два года.

• 2001 – Opel Zafira OPC.

Под впечатлением от гоночного Espace, видимо, оказались и специалисты заводского тюнинг-подразделения Opel Performance Center (OPC), которые подготовили спортивную версию минивэна Zafira, впоследствии заслужившего титул самого быстрого в Европе. Презентация семейного автомобиля, построенного на платформе Astra, состоялась на Франкфуртском автосалоне 1999 года.

Помимо вместительного и практичного салона, новый автомобиль обладал хорошей управляемостью. Благодаря системе организации пассажирских сидений «Flex7» салон можно трансформировать под нужды пассажиров более чем в 40 конфигурациях. Так, Зафиру легко можно превратить из пятиместного автомобиля в семиместный, вытащив с помощью специального устройства два кресла, скрывающихся в полу багажника.

Премьера заряженной версии минивэна прошла в 2001 году. Внешне от своих собратьев автомобиль отличается развитыми бамперами и порогами, а также спойлером на пятой двери. Машина стоит на 17-дюймовых легкосплавных дисках, обутых в низкопрофильную резину. Не обошли специалисты ОРС и салон: там появились новые спортивные передние сиденья с развитой боковой поддержкой, алюминиевые накладки на переднюю панель и педали, а также новые руль и рычаг коробки передач.

Под капотом – рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2 литра с турбонаддувом, позаимствованный вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач у купе Astra. В результате разгон с места до 100 км/ч занимает у семейного минивэна всего лишь 7,5 секунд, при этом максимальная скорость достигает 220 км/ч!

Разумеется, изменения коснулись и ходовой части. Так, в подвеске появились укороченные пружины и более жесткие амортизаторы, рулевая рейка получила иные настройки гидроусилителя, а тормозная система – вентилируемые тормозные диски на всех колесах.

Следующее поколение Opel Zafira появилось весной 2005 года. Автомобиль, построенный на новой платформе, увеличился в размерах и потяжелел. Разумеется, было представлено и новое поколение заряженных минивэнов от OPC. Машина, как и прежде, отличалась от своих сородичей развитым аэродинамическим обвесом с новыми бамперами, порогами и спойлером на задней двери. Помимо обвеса Зафира получила 18-дюймовые легкосплавные диски и никзопрофильную резину, а также усиленную спортивную подвеску с укороченными пружинами и тормозные диски всех колес увеличенного диаметра.

Под капотом минивэна – все тот же двухлитровый турбомотор, который после изменения программы управления и с новой выхлопной системой выдает уже 240 л.с. и 320 Нм. В паре с ним работает шестиступенчатая механическая коробка передач, которая передает крутящий момент на передние колеса. В результате разгон до 100 км/ч у потяжелевшей машины даже увеличился по сравнению с предшественницей – 7,8 секунды, зато максимальная скорость стала выше – 231 км/ч.

В стандартное оснащение минивэна вошли система контроля торможения в поворотах СВС, спортивные сиденья Recaro для водителя и переднего пассажира с подогревом и кондиционер, а в качестве опций доступны биксеноновые фары, круиз-контроль, многофункциональный дисплей на передней панели с встроенной навигацией и раздельный круиз-контроль. На российском рынке стоимость машины начиналась с отметки в 1 миллион рублей (данные на 2007 год). В третьем поколении Zafira получила приставку Tourer, а ОРС не возвращались к работе над машиной.

• 2013 – Honda Odyssey Power-Van от ателье Bisimoto Engineering.

Напоследок расскажем о самом мощном в мире минивэне, который был построен специально для выставки тюнинг-автомобилей SEMA Show в Лас-Вегасе. Компания Bisimoto Engineering взяла за основу полноразмерный минивэн Honda Odyssey, популярный на американском рынке, и превратила его в настоящего монстра.

Стандартный 3,5-литровый двигатель V6 мощностью в 248 л.с. подвергли комплексному модифицированию, в результате которого его отдача увеличилась сразу в четыре (!) раза – до 1 029 л.с. Да, этот семейный автомобиль мощнее Bugatti Veyron на 28 л.с., причем весь этот табун принимают на себя только передние колеса! Остается только догадываться, как реализуется мощность этой машины в поворотах, но, впрочем, это всего лишь шоу-кар, который показал возможности фирмы и её готовность взяться за любой, даже самый безумный проект.

Двигатель снабдили сразу двумя турбокомпрессорами от компании Turbonetics, кроме этого потребовалась замена свечей зажигания, кованых поршней и шатунов, впускной и выпускной систем. Разумеется, тюнеры переписали программу управления двигателем, а также усилили сцепление и коробку передач. Взамен стандартной подвески минивэн получил пневмоэлементы, которые позволили изменять клиренс. Помимо этого, машина получила 20-дюймовые легкосплавные диски Fifteen 52, обутые в низкопрофильную резину Toyo Proxes.

В салоне – шесть раздельных кресел Recaro, обшитых коричневой кожей, цифровая панель приборов, а также развитый каркас безопасности, который, впрочем, позволяет разместиться и на втором и третьем рядах сидений. Динамические характеристики компания не афишировала, но по неофициальной информации машина способна развить максимальную скорость свыше 300 км/ч.

МИКРОАВТОБУСЫ

«На сладкое» у нас микроавтобусы. Ведь согласитесь, гоночная Газель – это что-то вопиющее. Впрочем, мечты водителей фургонов о том, чтобы их машины летали еще быстрее, были реализованы другими фирмами. А первыми такую безумную машину создали в Форде.

• 1971 – Ford Transit Supervan.

Первый заряженный микроавтобус Ford был показан на гоночном треке Брендс-Хэтч в Англии. Созданный шутки ради, автомобиль представлял собой кузов от фургона Transit, в грузовом отсеке которого установили двигатель и коробку передач от Ле-Мановского Ford GT40. От него же позаимствовали задний подрамник, переднюю и заднюю подвески, рулевое управление и тормозные диски.

Внешне от собратьев фургон отличался специальной гоночной окраской с синими полосами, расширенными колесными арками, прикрывшими алюминиевые колесные диски с гоночными сликами, а также сдвоенной выхлопной трубой, торчащей из заднего бампера.

Карбюраторный двигатель V8 мощностью свыше 400 л.с. шутя разгонял вэн до скорости в 240 км/ч. Аэродинамика высокого кузова плохо совмещалась с динамическими способностями автомобиля, поэтому на больших скоростях машину приходилось отлавливать в крутых поворотах, которые фургон мог проехать и на трех колесах! Перед гоночными заездами он выезжал на трассы и в итоге совершил целый шоу-тур по всей Великобритании. К слову, первый Supervan сохранился и по наши дни.

• 1984 – Ford Transit Supervan 2.

После премьеры Транзита нового поколения фордовцы задумались о создании еще одного суперфургона. Получив справедливую цифру 2 в индексе, новый Transit Supervan существенно отличался от своего предшественника. Стилизованный под фургон кузов имел панели из углепластика и базировался на алюминиевой трубчатой раме от гоночного прототипа Ford C100 Группы С.

В грузовом отсеке разместили 500-сильный двигатель Ford Cosworth DFL – одну из версий гоночного двигателя Cosworth DFV, ставшего ключом к успеху многих гоночных команд Формулы-1, а также механическую трансмиссию, позаимствованные от того же С100. От прототипа взяли и карбоновые дисковые вентилируемые тормоза на всех колесах, и независимые подвески спереди и сзади на двойных поперечных рычагах.

На испытаниях в Сильверстоуне микроавтобус развил максимальную скорость в 250 км/ч. Чтобы автомобиль не взлетел, его оснастили мощным аэродинамическим обвесом, включавшим передний спойлер с задним антикрылом. На первых ста метрах в разгоне с места суперфургон не уступал болидам Формулы-1 тех лет! Например, ускорение до 80 км/ч совпадало со значением для формульного Lotus 97T и занимало всего лишь 2,7 секунды.

В сравнении с этим грузовичком меркнут и дорожные суперкары. Так, Lamborghini Countach может разогнаться до 100 км/ч всего за 4,8 секунды, а разгон до 200 км/ч займет у неё 17,5 секунд. Transit Supervan 2 разгоняется до 100 км/ч всего за 3,4 секунды, а в графе 0-200 км/ч записан результат 9,8 секунды. Но и этого фордовцам показалось мало.

• 1994 – Ford Transit Supervan 3.

Для рекламы Форд Транзит нового поколения второй Supervan вытащили из запасника музея и заново построили панели кузова, как можно точнее напоминающие современный автомобиль. Двигатель от С100 довели до 650 л.с., в результате чего на испытаниях машина успешно развила скорость в 280 км/ч. Фургон весом всего лишь 950 кг мог разогнаться до «сотни» за 3,2 секунды.

Такие динамические показатели – не шутка: например, на одном из шоу-показов пилот, притопив педаль газа, получил такую перегрузку, что просто-напросто потерял сознание. К счастью, для этого случая в автомобиле была предусмотрена автоматическая система аварийного отключения, и руководители заезда сразу заметили неладное. В рамках шоу-тура автомобиль несколько раз перекрашивался: например, долгое время он носил традиционную бело-синюю ливрею гоночного подразделения Ford Racing, а для рекламы контракта с Королевской почтой Великобритании его выкрасили в традиционный для нее ярко-красный цвет.

В 2004 году двигатель Cosworth DFL заменили на трехлитровый V6 Ford Cosworth мощностью «всего лишь» 260 л.с. В паре с ним работала пятиступенчатая секвентальная коробка передач Hewland, а масса болида упала до 890 кг. Машину еще несколько лет покатали по выставкам, а в 2007 году руководство озвучило планы использования рамы для перестройки исторического прототипа Ford C100.

Во время премьеры Транзита нового поколения в 2000 году в компании построили фургон Ford Transit World Rally Concept, отличавшийся от сородичей развитым обвесом, гоночной ливреей и каркасом безопасности. Фургон был оснащен стандартным двигателем спереди и представлял собой только эффектный шоу-кар.

Впрочем, честно говоря, все фордовские супервэны были простыми шоу-карами, которые даже не планировались к серийному выпуску. Другое дело – скромные микроавтобусы Volkswagen, которые можно увидеть на дорогах. Но машины из нашего обзора могут утереть нос и Ferrari, и Porsche. Кстати, последний и приложил руку к их разработке.

• 1984 – Volkswagen Porsche B32.

Развозной фургончик Volkswagen Transporter первого поколения был построен на базе узлов и агрегатов известного всем Жука. Та же заднемоторная компоновка, тот же оппозитный моторчик воздушного охлаждения – автомобиль не так далеко ушел от машины, созданной гением Фердинандом Порше. После этого появилось еще несколько поколений машины, причем новейшие автомобили шестого поколения поступили на российский рынок в конце 2015 года. Конечно, от концепции Порше в этих машинах ничего уже не осталось, но они достойно продолжают историческую династию.

Однако в середине 80-х годов в самой компании Порше обратили своё внимание на микроавтобус Transporter 3-го поколения. Двигатель с воздушным охлаждением, расположенный сзади, напомнил создателям о 911-й модели, но скромный мотор, гордо несущий на клапанной крышке эмблему Volkswagen, развивал совсем не суперкаровские 70 л.с. Не проблема – решили в Порше и поставили вместо хиленького мотора могучую оппозитную «шестерку» мощностью в 231 л.с., позаимствованную у Porsche 911 Carrera. В пару добавили пятиступенчатую «механику», способную справиться с этим мотором, а на выбор клиентам могли предложить и четырехступенчатый «автомат».

В результате двухтонный «бус» разгонялся до 100 км/ч всего за 8,2 секунды, а максимальная скорость достигала 215 км/ч.
гидромолот