Laquo Универсальный горячий парень raquo как хэтчбек стал одним из самых популярных типов кузова

02 августа



Трудно представить, что многие из нас еще помнят времена, когда автомир не знал машин с кузовом хэтчбек. Как получилось, что сегодня эти два слова – практически синонимы?

Примелькавшийся, совершенно будничный для нас хэтч на самом деле оказался эпохальным кузовом. К моменту, когда автомобиль стал достаточно беспроблемным с технической точки зрения и широкодоступным как товар, ему потребовался максимально универсальный кузов. К середине ХХ века время кароссери индивидуального покроя уже прошло, а владения двумя-тремя разнофункциональными авто – еще не пришло (и не факт, что в некоторые страны вообще придет когда-либо). Потребовался кузов, подходящий сразу максимально возможному числу потребителей.

Требования к такой машине были несложными:

• удобный для 4-5 пассажиров салон;
• наличие небольшого багажника для типичного ежедневного набора поклажи;
• возможность трансформации полезного пространства для перевозки объемных грузов;
• общая компактность;
• простое шасси с низкими затратами на содержание.

И эволюция привела цивилизацию к рождению хэтчбека – пассажирского автомобиля ежедневного пользования с возможностью трансформации внутреннего пространства кузова и большим люком для багажа.

ЭКОНОМИЯ «КВАДРАТОВ»

Получить такие данные можно было с кузовом, обитаемое пространство которого стало бы единым для пассажиров и груза. В принципе, такая двухобъемная концепция к 1950-м годам уже была обкатана на универсалах – машинах, полученных из седанов путем увеличения багажника до высоты крыши и его объединения с салоном за счет удаления жесткой перегородки. Но из-за длинной кормы и большого багажного отсека они были громоздкими и дорогими, в то время как массовому автомобилю требовалась компактность и дешевизна. И конструкторы решили сэкономить на «жилплощади», отведя одну и ту же территорию и пассажирам, и грузам – но для использования ее поочередно.

Согласно концепции, основное время автомобиль должен оставаться пассажирским – и большую часть пространства под крышей машины занимают сиденья, а багажнику отведено совсем немного. Но если вдруг понадобится перевезти что-то крупное, «лишние» сиденья можно сложить или убрать вовсе. Авторы идеи имели в виду, что подобная необходимость будет возникать нечасто.

Такой автомобиль поставили на конвейер в 1961 году, и назывался он Renault 4L (или просто Renault 4 – не путать с Renault 4 CV!). В коробчатой формы кузове стояли два ряда сидений на легком трубчатом каркасе, которые можно было сложить или убрать, чтобы освободить место для большого багажа. Низкий пол и пятая дверь, занимавшая весь задний торец кузова сверху донизу, позволяли грузить внутрь самые громоздкие вещи.

Под стать было и простое шасси: несущее днище, маленький 0,7-литровый моторчик, передовой на ту пору передний привод, рулевая рейка и простенькая торсионная подвеска. Машина получилась в самом деле универсальной: дешевой, легкой (665 кг), удобной для четырех человек, но с возможностью перевозки крупногабаритного груза.

Позднее оказалось, что так был создан один из самых массовых «французов» – с 1961 по 1994 год выпустили более 8,1 миллиона единиц Renault 4L.

Но сами реношники почему-то считают первым в мире хэтчбеком свой Renault 16 (1965–1980 годы) – возможно, потому, что над ним уже потрудились дизайнеры, и он вышел не утилитарной крытой тележкой, а по-настоящему стильной легковушкой. С неменьшей долей практичности, следует заметить. Именно сильно наклоненная задняя стенка кузова Renault 16 на долгие годы стала признаком типичного хэтчбека.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Так началось победное шествие хэтчбеков по Старому Свету, с появлением VW Golf в 1974-м превратившееся в настоящую экспансию. Меж тем уже тогда существовали и Autobianchi A112 (1969 год), и трехдверный Fiat 127 (1972 год), и наш Иж-Комби (1973 год)... Впрочем, тут есть тема для дискуссий.

Нюанс в том, что большинство современных классификаторов определяют хэтчбек как легковой автомобиль с грузовой дверью в заднем торце кузова и задним свесом, укороченным по сравнению с одноплатформенным седаном и универсалом. При этом немалая часть трех- и пятидверных моделей с наклоненной задней стенкой (то есть не универсалов) имеет полноразмерный задний свес, адекватный седановскому – Skoda Rapid, Skoda Octavia, Seat Toledo, ЗАЗ-1103 Славута, Иж-Комби… У большинства из них на длинной корме имеется также уступ, имитирующий третий объем седана – его выступающий багажник-ступеньку. Этот тип «длинных» хэтчбеков именуется лифтбеками, и на наш взгляд, их логичнее всего считать подвидом хэтчей.

Также к уважаемой когорте хэтчбеков относятся компактные коротыши с почти вертикальной задней дверью (третьей или пятой) – подобные ВАЗ Ока, Daewoo Matiz, Renault Twingo, Mitsubishi Colt, Peugeot 107 и Ford Ka. С большой натяжкой их можно было бы считать микровэнами, но для этого они слишком низкие и короткие.

ТЕМА ДВЕРЕЙ

Но путаница с именами родственных кузовов – это мелочи в сравнении с чехардой, которую устраивают сами кузова, претендующие на членство в клубе хэтчбеков. В первую очередь дело в дверях. Классическим считается трех- или пятидверный хэтчбек, и в лучшие для мирового автопрома годы многие массовые модели выпускались сразу в обеих версиях. И это не считая варианта с кузовом универсал и седан, причем оба последних могли иметь как по две, так и по четыре боковых двери. Например, так было с Opel Corsa и Opel Kadett в 1980–90-е годы. И в такой широкой кузовной гамме базовым (и самым массовым) обычно оставался хэтчбек.

В более высоком классе хэтчбеки приживались не сразу. Так, тот же Volkswagen еще в 1978 году действовал достаточно робко, выпуская Passat B1 с чисто хэтчбековским задком, но с двумя вариантами крышки багажника на выбор – открывающейся вместе со стеклом и без него – «по-седанному».

По мере распространения хэтчбеков, уже в поздние 1990-е годы, появилась мода делать трех- и пятидверные версии одной и той же модели с существенными стилистическими отличиями – начиная от выразительной разницы в пластике боковин у Daewoo Lanos 3-door и 5-door (1998 год) и заканчивая Citroen C4 (2004 год), трехдверка которого вообще позиционируется производителем как купе. Mitsubishi Colt последней на сегодня генерации (2002–2012 годы) также имеет разительно отличающуюся трехдверную модификацию. Получившая собственное имя Colt CZ3, она вышла короче, с низкой крышей, заваленным лобовым стеклом, иной отделкой салона, собственным задком и жесткой подвеской. По такой же схеме строила свои популярные модели и другая японская компания – Mazda. Ее С-класс Mazda 323 в четвертом и пятом поколениях был представлен внешне практически разными автомобилями 323С и 323F – соответственно с тремя и пятью дверями. Даже интерьеры у хэтчей были разными.

Не смогли остаться в стороне от хэтчбековой лихорадки и американцы, хотя их автопрому всегда была чужда практичность и экономичность. Компактный по заокеанским понятиям AMC Pacer (1975–1980 годы) был создан в ответ на топливный кризис начала 1970-х. Эпатажный с виду трехдверный «малыш» (4364 х 1963 х 1341 мм) прятал под широченным капотом рядную «шестерку» или V8 объемом 3,8 – 5,0 л. Но нам интересно другое: его правая дверь была на 10 сантиметров шире левой. Непривычно, но иначе заставить американцев залезть на заднее сиденье было невозможно.

Прошло каких-то три десятка лет, и стало понятно, что разновеликие двери на легковушке – это в общем-то мелочи, потому что корейцы пошли по стопам купе Mazda RX-8 и поставили на поток свой Hyundai Veloster (2011 год), у которого слева одна дверь, а по правому борту – две. Четырехдверный хэтчбек позиционируется как яркая машина для молодежи, которая, по мнению корейцев, вопросами симметрии интересуется не особо.

Кстати, несимметричность у хэтчбеков проявлялась не только в дверях. Уже упоминавшиеся выше основоположники жанра Renault 4L и Renault 16 из-за упрощенной задней подвески на торсионах имели разную колесную базу с левого и правого бортов машины (у Renault 16 – 2650/2720 мм соответственно). Вообще-то, подобное смещение осей было характерно для советских танков того периода (Т-44, Т-54), но французов гонка вооружений всерьез не беспокоила.

Еще одно дверное «извращение» – целиком стеклянная дверь багажного отсека, как, например, у Citroen C1 или Volvo C30. Понятно, что с функциональностью тут будет не все в порядке, и такую крышку можно считать лишь люком для небольшой сумки и пары пакетов – но зато как стильно!

ХЭТЧ-УСПЕХИ

Пока одни изощрялись по поводу количества и размеров дверей, другие взялись завоевывать новые сегменты. Поскольку хэтчбек создавался как универсальный и недорогой транспорт, первоначально он занимал ключевые позиции лишь в классах В и С. Но очень скоро господство пошло развиваться вширь и вглубь. О мелких машинках А-сегмента можно даже не говорить – такие хэтчбеки мировые автокорпорации выпускают целыми сериями-близнецами (достаточно вспомнить Citroen C1, Peugeot 107 и Toyota Aygo). Поскольку подобные «малыши» часто адресуются прекрасному полу, производители стараются делать эти «косметички» яркими и выразительными внешне.

Двинулись хэтчбеки и в престижные верхние классы: Ford Mondeo, Mazda 6, Renault Laguna, Opel Insignia, Skoda Superb… И «внизу», и «вверху» уже давно «нарисовался» свой пятидверный премиум: Fiat 500, Mini, Audi A7 Sportback и A5 Sportback, BMW 3 Series GT и BMW 5 Series GT... И даже один из самых продвинутых автомобилей мира – электрический люкс-кар Tesla Model S – имеет кузов лифтбек, причем не без собственной компоновочной фишки – третьего ряда сидений в багажнике. Отдельный разговор – о когорте внедорожников, которые порой тоже не брезгуют кузовом с наклонной задней стенкой…

ЧТО ЖДЕТ НАС ЗАВТРА

Пожалуй, ни один автомобильный кузов сегодня не чувствует себя так уверенно, как хэтчбек. Присутствуя во всех классах и сегментах рынка, в нескольких он к тому же является базовым. Однако невооруженным глазом видно, как от принадлежащего хэтчам внушительного куска пирога все смелее откусывают свои немалые доли внедорожники и компактвэны. Хэтчбеки защищаются, перенимая «вэновские» фишки в виде высоких потолков, сдвижных задних диванов (Mitsubishi Colt, Kia Venza) и стеклянных крыш (Peugeot 308, Skoda Rapid Spaceback).

За счет низкого силуэта, агрессивного дизайна и драйверских настроек некоторые трех- и пятидверки уже в базе позиционируются как «горячие хэтчбеки» (Ford Fiesta, Seat Ibiza, Seat Leon, Mazda 2, Mazda 3) – и такой расчет на молодого покупателя пока оправдывается. Тем более, что этот сегмент для хэтчей освободил кузов купе, не сумевший защитить себя как «класс романтиков и мажоров», и практически исчезнувший из модельных линеек целых автокорпораций. Что ж, посмотрим, как долго продержится гегемония хэтчбеков. И заодно узнаем, сколько еще автомиром будет править прижимистость и практичность.
новый дом строительство