Тарзан возвращается Тест драйв полноприводной Lada Kalina XXL

02 августа



Боковым зрением ловлю в трафике очень странный автомобиль – вроде бы обычный кузов Калины, но «сидит» непривычно высоко. Огромные колёса, широкие арки, ладный обвес. Тут явно угадываются гены давно ушедшего в историю проекта Тарзан… В погоню!

Автомобиль кажется слишком быстрым для Тарзана. Ведь те, построенные на агрегатах Нивы полноприводные Тарзаны, имели штатный 83-сильный мотор (как вариант – 75-сильный французский дизель), а эта Калина столь легко движется в потоке, что догнать её становится почти невыполнимой задачей. Наконец, мы встаём на перекрёстке, и мне удаётся передать водителю визитку, представиться и объяснить, что мне, собственно, нужно.

Мы откатываемся на обочину, и Александр охотно рассказывает о своём автомобиле. Он начинал инженером в вазовском Управлении проектирования двигателей, карьеру на АВТОВАЗе завершил начальником бюро средств измерений и испытаний, в начале «нулевых» уйдя в компанию «Лада-Консул» на проект Тарзан. Та разработка, наделав немало шума, к сожалению, канула в небытие, но Александр остался счастливым обладателем Тарзана-2 в кузове «двенашки». И когда несколько лет спустя фактически по цене металлолома ему «подвернулась» новая рама Тарзана, других вариантов нового личного автомобиля, кроме как построенный по проверенным рецептам полноприводник, у Александра не было.

В 2012 году была куплена новая Калина первого поколения, почти в «полном фарше»: в комплект к кожаному салону, кондиционеру, музыке и «плюшкам» в виде парктроника и датчика дождя не хватало разве что штатного навигатора, который в Калинах тогда встраивался между спидометром и тахометром. Через год стараниями Александра и его друзей эта Калина превратилась в нечто, что можно было бы назвать Тарзаном-3 – собственно, при регистрации этого автомобиля, как переоборудованного, очень выручило Одобрение типа транспортного средства, которое было у «классических» Тарзанов.

Почему хэтчбек, а не универсал? Пожалуй, этот вопрос владельцу задают чаще всего. Ответ прост: точку в финальном выборе кузова поставил недавно вышедший на рынок Nissan Juke, и Kalina XXL стала своеобразным ответом японскому паркетнику.

При всей необычности облика, «Калина-Тарзан» смотрится весьма гармонично с любого ракурса, далеко не в последнюю очередь благодаря обвесу «под карбон», который в свободное от работы время делали друзья Александра, молодые специалисты тольяттинской фирмы «Супер-Авто».

КОНСТРУКЦИЯ

Kalina XXL имеет внедорожный арсенал, сработанный по «тарзановским» лекалам, но улучшенный и адаптированный к требованиям владельца. Отчасти правопреемником технологий проекта «Тарзан» является компания «Тема+» (здесь по сей день можно заказать «тарзановскую» раму и силами специалистов компании превратить ваш переднеприводный ВАЗ во внедорожник штучной сборки), помимо этого имеющая массу собственных наработок по теме тюнинга полноприводных машин, поэтому часть работ по Калине XXL была проведена именно здесь.

Под кузов стандартной Калины подкатили раму, на которой смонтировали элементы полноприводной трансмиссии – один передний мост от Lada 4х4 спереди, а второй, точно такой же, но развёрнутый на 180 градусов, сзади. Но на этом, пожалуй, 100-процентные параллели с Тарзаном, каким мы его знаем, заканчиваются. В первую очередь – из-за силового агрегата. На Kalina XXL стоит не «нивовский» мотор, а «родной» двигатель изначальной Калины, только превращённый из «поперечного» в «продольный» и несколько доработанный.

Вообще говоря, на предыдущем автомобиле Александра, Тарзане-2 в кузове ВАЗ-2112, тоже «экспериментально» был установлен развёрнутый на 90 градусов «переднеприводный» двигатель, так что компоновке моторного отсека Kalina XXL было от чего оттолкнуться. Правда, в случае с Калиной двигатель пришлось максимально сместить вперёд, почти до «втыка» с вентилятором радиатора, чтобы разместить в задней части патрубки охлаждения.

В процессе доработки автомобиля двигатель из 1,6-литрового превратился в 1,8-литровый с помощью комплекта от «Супер-Авто», в который входят «безвтыковые» поршни, шатуны и коленвал – в 2014 году мы подробно рассказывали о таких 1,8-литровых двигателях для Lada Priora. Модифицированный таким образом мотор выдаёт 123 л. с. и порядка 165 Нм вместо «стоковых» 98 л. с. и 145 Нм. С обычной «нивовской» пятиступкой двигатель Kalina XXL соединяется через специальную стальную проставку – так называемую переходную пластину.

Раздаточная коробка – тоже не в полной мере традиционная «нивовская». А точнее – не в полной мере «шнивовская», если иметь в виду дополнительную третью опору. Здесь она – электронноуправляемая, что тоже, кстати, не является откровением: подобные «раздатки» ставились ещё на некоторые Тарзаны времён «Лада-Консул». Однако хозяин Kalina XXL пошёл дальше и, помимо отказа от традиционных для Нивы рычагов управления трансмиссией в салоне, реализовал отключение полного привода.

Наработанные варианты помогли и тут – «Тема+» предлагает клиентам на Lada 4×4 и Chevrolet Niva механическое отключение переднего моста («Нива» становится заднеприводной), разрезая муфту раздатки пополам. Использовав это решение, Александр реализовал в своём автомобиле отключение заднего моста, дав возможность Калине XXL быть, когда нужно, переднеприводной – причем отключение не механическое, а опять-таки электронное. Все функции управления раздаткой реализованы через стандартные вазовские электроприводы… стеклоподъёмников.

Когда стало понятно, что двигатель будет развивать около 120 л. с., появилась идея добавить машине скорости – так передаточное отношение повышенного ряда в раздатке с помощью приобретённого комплекта шестерён поменялось со стандартного 1,2 на 1,0. Теперь на пятой передаче скорость в 120 км/ч набирается при 3 000 об/мин вместо прежних 3 400 об/мин, и по динамике остаётся заметный запас.

Ещё одной особенностью раздатки Kalina XXL является то, что «понижайка» здесь включается одновременно с блокировкой межосевого дифференциала. Эти функции можно и «развести», но пока практического смысла в этом создатель машины не видит – мол, раз уж заехал туда, где нужна пониженная, то и блокировка как минимум не повредит.

Задний стабилизатор поперечной устойчивости по принципу Chevrolet Niva крепится на этой машине только за редуктор, а от подвески «отвязан» – всё-таки стандартная передняя подвеска Нивы, которая, как мы помним, используется здесь в качестве задней, достаточно короткоходная, и это хотелось компенсировать, а первые испытания показали, что на ровном покрытии жесткости пружин подвески хватает для уверенного прохождения поворотов в штатных режимах.

В отличие от «канонических» Тарзанов, на автомобиле стоит стояночный тормоз с приводом от Lucas – он выгодно смотрится по сравнению с прежними вариантами «ручников» благодаря устойчивости к проникновению влаги. А некоторые нововведения появились уже после начала повседневной эксплуатации автомобиля, которая на самых первых порах являлась, по сути, ходовыми испытаниями прототипа, постепенно доводившегося до нужных кондиций.

В частности, трижды было поменяно сцепление (Luk, ВАЗ и, наконец, Sachs) пока не нашёлся вариант, обеспечивший минимальные рывки автомобиля при трогании и переключениях. А кроме того, «запаску» под полом багажника заменил тороидальный баллон – итальянское ГБО, сделавшее Kalina XXL битопливным автомобилем (бензобак остался стандартным), появилось вскоре после одной из первых поездок, когда топливная система была «вырублена» некачественным топливом. Как такое произошло на заправке известного бренда – отдельная история.

Запасное колесо теперь заменяет ремкомплект – благо, покрышки Matador Izzarda размерностью 205/70 R15 обладают повышенной стойкостью к боковым порезам. Расход топлива на бензине невысок – при умеренной езде бортовой компьютер стабильно выводит цифру 8,6 л/100 км. А 30-литрового баллона с газом хватает на 295 км при движении по трассе со скоростью порядка 120 км/ч – что нетрудно пересчитать как приблизительно 10 л/100 км. Эти цифры – для переднего привода: летом на сухом покрытии Александр использует свою Kalina XXL как переднеприводный автомобиль. Но в дождь и тем более с наступлением холодов автомобиль становится полноприводным.

Далеко не все работы по автомобилю завершены. В частности, включение пониженного ряда в раздаточной коробке пока капризничает, но в ближайшее время, говорит Александр, этот недостаток будет искоренён.

Кроме того, вероятно, что в будущем на машине появится подвеска от обновлённой Lada 4×4, она же ВАЗ-21214М (сейчас на Kalina XXL стоит ещё прежняя, не модернизированная подвеска), усиленные ступицы передних колёс (которые к настоящем моменту тоже стали серийными на Lada 4×4), а также состоится переход на более мощное сцепление – вместо 200- появится 210-миллиметровое… Но всё это потребует серьёзных вложений, на которые владелец пока не решается.

Почему в своё время Александр просто не купил себе Lada 4×4 или Chevrolet Niva? Во-первых, ни у одной из машин не было такого двигателя (как нет и сейчас), а во-вторых, не было столь «упакованных» комплектаций, в которых присутствовал бы, в частности, обогрев переднего стекла (сейчас у Niva такая есть). Это если отбросить «в-третьих»: Александр сделал себе такую машину просто потому что мог :).

К данному моменту весь проект обошёлся ему в весьма привлекательную сумму, порядка 650 000–670 000 рублей вместе с ценой исходной Калины в 375 000 рублей, но это только благодаря тому, что большую часть работ Александр сделал собственными руками. Если заказывать подобный проект на фирме, то только работа, без учёта всех комплектующих, выльется в сумму около 120 000–150 000 рублей.

А вообще, вы узнаёте? Газовое оборудование, усиленное сцепление, продольно установленный на внедорожник двигатель от переднеприводников, электронное управление раздаточной коробкой, подключаемый (непостоянный) полный привод… Все эти вещи пытались использовать на АВТОВАЗе и даже анонсировали серийное применение на различных проектах, связанных с модернизацией семейства Lada 4×4 (и не только). Но обещания так и остались обещаниями, а точнее – стали безраздельной вотчиной небольших фирм и энтузиастов вроде нашего Александра.

ТЕСТ-ДРАЙВ

Зато сегодня мы можем попробовать этот эксклюзив в деле. По салону это обычная Калина – разве что в нише под центральной консолью едва заметен небольшой блок переключения режимов «бензин/газ». Но чуть выше, за крышкой, которая у Калины первого поколения скрывала пепельницу, располагается кое-что поинтереснее – блок управления «раздаткой».

Тут три основные кнопки: одна из них «запрос», исключающий случайные переключения, а ещё две ведают непосредственно отключением заднего моста и блокировкой/«понижайкой». Увы, «понижайку» включить так и не удалось, и при штурме очередного песчаного бархана мы изрядно попалили сцепление, но запас проходимости у этой «Калины» всё равно феноменальный!

За счёт коротких свесов и сумасшедшего дорожного просвета Kalina XXL уверенно карабкается по лесным буеракам, а уж городские неровности кажутся ей и вовсе незначительными. И да, по ощущениям на ходу она напоминает старую добрую Ниву (задние дисковые тормоза, кстати, особой погоды не делают), но вот невероятный факт – трансмиссионного визга совершенно не слышно, а динамика разгона – куда лучше!

Особенно динамичность получившейся конструкции ощущается в переднеприводном варианте (при включении полного привода на старте всё равно хочется большего подхвата), но с ростом скорости на первый план выходят минусы «калиновской» родословной – руль, оснащённый штатным электроусилителем, пустеет, и нулевое положение излишне «размазывается». Но всё можно спасти… подключением задка – на трассе полный привод даёт автомобилю чуть большую стабильность.

Вместе с тем, едва руль отклоняется от нулевого положения значительно – например, в быстром вираже или при прохождении «кольца» – сходства с обычной Калиной почти не остаётся: руль наливается пусть «электрической», но вполне читаемой обратной связью и охотно возвращается в «ноль». По этим нюансам видно, как кропотливо настраивался этот автомобиль. Наверное, именно поэтому он почти не воспринимается, как самоделка – скорее, как предсерийный образец. Хотя этому тюнинг-проекту явно есть, куда развиваться.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

С наступлением зимы обещаем порадовать вас ещё одной публикацией об этой машине, и на сей раз встреча будет носить чисто практический характер – мы сведём Kalina XXL с одним из ортодоксальных внедорожников. А может быть, добавим к этой компании кого-то ещё. Пока же можно следить за развитием проекта – бортовой журнал Kalina XXL находится в Сети под неприметным названием «Лада Калина хэтчбек 4х4»…

Может статься, что полноприводные автомобили Lada ещё на долгое время останутся «снами о чем-то большем». И всё-таки здорово, что иногда Тарзан возвращается. Пусть даже и в виде таких вот штучно изготовленных экземпляров.

#тестдрайвы@avtonovosty1
#lada@avtonovosty1

Источник http://vk.cc/5uHbRK
наличные деньги + кредитные карты